Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Петровичев

Петр
Иванович

1874-1947


Весна

1899


холст, масло, 69x94 см
Поступление:

1947, от Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР

Слева внизу: Петровичевъ 1899 г.

художник

«Смотрите, как надо писать, как это просто, непосредственно – это сама природа. Вот что нужно в живописи!» - так И.И.Левитан, отзывался о работах своего любимого ученика Петра Петровичева. Но Первые годы учебы Петровичева в училище, куда его из Ростова Ярославского привело страстное желание заниматься живописью, были не очень удачными - за плохую успеваемость ему даже грозили исключением. Он, сын крестьянина, полюбил рисовать с детства. Как впоследствии вспоминал сам Петровичев, что «даже во время написания диктанта в сельской школе я между строками какую-нибудь рожу нарисую». Судьбоносной для него стала встреча с художником В. Верещагиным¸ который не просто посоветовал ему учиться, но способствовал его поступлению Петровичева в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Встреча Петровичева со своим истинным учителем произошла в 1898 году, когда Левитан возглавил в училище класс пейзажной живописи. Правда учеба в мастерской Левитана, была непродолжительной - всего два года. Левитан пристально наблюдал за Петровичевым… Интересовался как тот живет, помогал ему с покупкой хороших красок, увидев, что Петровичев из-за нехватки денег пишет малярными, волновался за успехи на московских и петербургских выставках … Когда Левитан начал обучать Петровичева, то тот, находясь под влиянием французской выставки, писал больше фиолетовыми и лиловыми красками. По этому поводу учитель заметил: «Вы знаете, мы с вами русские художники, давайте писать по-русски». И начал учить его по-настоящему писать. А уже через три месяца показывал работы Петровичева как пример. От своего учителя и духовного наставника Петровичев воспринял главное – искреннюю и глубокую любовь в единственный источник вдохновения – живую природу. Совместные поездки на этюды воспитывали вкус, способствовали повышению мастерства. 

произведение

Уже в самом начале творчества в душе молодого художника сложился собственный мир образов. Обычно Петровичев писал пейзажи долго, пока на холсте не появлялось по его словам «что-то живое, напоминающее реальность». Но и при длительной работе он сохранял всю свежеть первого впечатления. Художник любил писать земляными красками - сам искал и растирал естественные камешки, ему нравилось использовать для своих произведений удлиненные или квадратные форматы. Наиболее убеждающей формой произведения для него являлся натурный этюд. Но живописей рассматривал его не как «подсобный материал» к будущим композициям, а как обдуманную и завершенную в деталях картину. Много работая на натуре, Петровичев не ограничивался только натурными впечатлениями: механически не повторял этюд, но, дописывая его, привносил новые переживания, превращая его в картину. С первых шагов Петровичев заявляет о себе, как о художнике-новаторе в технике живописного мастерства с особой только ему свойственной красочной гаммой, становившейся одним из основный компонентов создания художественного образа. Главное в картинах П.Петровичева всегда остается показ природы в ее бытии, природы как таковой. И возникает желание понять чудо, которое заключается в особой авторской манере наложения красок. Можно сказать, что она складывается как бы из двух начал – фактурного, чрезвычайно разнообразного по своей структуре мазка, положенного, как правило, металлической лопаточной - мастихином, и богатого, уподобленного какому-то редкостному сплаву цветового строя. 

детали

В ранней картине «Весна», созданной в годы ученичество, открылось большое лирическое дарование Петровичева. Тема пейзажа проста и камерна: мотив весеннего леса в полотне открывает особенную неброскую прелесть природы. Пейзаж полон признаков весны: они в обнаженной влажной земле, в темной воде, оживленной отражениями голубого неба, и силуэтах деревьев, в легкой зелени, которая начинает покрывать ветви. Композиция вовлекает в непосредственное общение с природой: передний план захватывает зрителя, ведет его… И вот, ты ощущаешь себя в лесу в момент перевоплощения природы, открывающейся к бурному течению жизни, вдыхаешь реально воссозданные запахи весны, созерцаешь цветовую гармонию, которая рождается в созвучии серебристо-серой гаммы с коричневыми, зелеными, едва уловимыми голубыми красками… И чувствуешь как густота красочного слоя наполняет образ весны особой силой и свежестью, ароматом пробуждающейся жизни и обновления. Воображение властно заполняется реальным образом весны. Происходит чудо – подмена условности холста и краски ощущением дыхания пробуждающейся природы, которая обретает живую и зримую плоть.

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях