Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Папикян

Альберт
Степанович


На Эрзрум. Абрикосовое дерево

1987


холст, масло, 130x150 см
Поступление:

1995, от Министерства культуры РФ

Справа внизу: А.Папикян 87

На обороте: А.Папикян «На Эрзрум. Абрикосовое дерево» 1987

художник

Джон... Такое другое имя еще в детстве появилось у Альберта Папикяна - в будущем известного художника советской страны. Альберт родился селе Налбанд Спитакского района замечательной страны Армения, но сложился как живописец и большой художник в России. Не прост путь обретения знаний и навыков художественного ремесла, который, начиная с малолетства, прошел Джон. Увлечение сына рисованием первым заметил отец, наблюдая на прогулках, как Джон рисует, но после того как учитель рисования подарил ему краски, он решил что непременно станет художником. Будучи школьником, он в10 лет поступает в Ленинаканскую художественную студию им. С.Д.Меркулова.Участвуя среди других юных художников во всесоюзном конкурсе, который был объявлен в 1938 году в газете «Пионерская правда» выигрывает право обучаться в Московской художественной школе для особо одаренных детей. А потом началась война, и Папикян на год вместе с семьей переехал в Тбилиси, где вольнослушателем посещал Тбилисскую академию художеств. По возвращению в Россию в 1944 году он поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в мастерскую талантливого живописца Б.В.Иогансона. В 1949 году, закончив институт с отличием, был принят в аспирантуру. С 1952 года Папикян постоянно живет в Москве. Но чтобы стать подлинным живописцем, он неустанно работал. Творчество для него было настоящим таинством. «...На мольберте чистый белый холст – говорит художник, - и это, как тайна: может в нём сокрыта самая заветная картина, которую каждый хочет написать, картина, которая будет в муках рождаться, то окрыляя, то повергая в уныние». Мастер неустанно любил повторять, что цель живописи в самой живописи. Его картины - гимн жизни, выраженный в красках.

 

произведение

Нет уголка в Армении, где бы не побывал А.С.Папикян. Природа родной земли на всегда пленила его сердце своей величавостью, торжественностью, яркостью красок. Пейзажи А. Папикяна (Джона) - романтично-приподняты. Такое состояние образ приобретает благодаря двум началам, которые слились воедино в его творчестве: цветовой экспрессии, декоративности армянской школы и пластически богатого эмоционального начала московской. Папикян далек от фотографического воспроизведения натуры, ему важно передать само существо природы. Живописная поверхность холстов в своем неповторимом созвучии красок обостряет своеобразие каждого изображаемого мотива.Много путешествующий по миру А.Папикян нередко посещал Эрзрум – древнюю землю Армении, которая многое десятилетия переходила из рук в руки, пока окончательно не стала принадлежать Турции. У Папикяна название города звучит как Эрзрум, на самом деле оно имеет ни одну транскрипцию - современного название - Эрзурум, а вот Пушкин называл его в своих записках «Путешествие в Арзрум», аргументируя это название филологическими изысками.

Картина «На Эрзрум. Абрикосовое дерево» была написана автором в последний период творчества. Папикян для поездки выбирает самое живописное время года – осень, когда природа начинает перевоплощаться… Во второй половине 1980-х годов он – художник маэстро, достигший полновесной и свободно льющейся живописи, способной воссоздать образ глубоко пережитый и прочувствованный автором. Пейзаж строится по классицистическим традициям - разверчивающимися в глубину планами. Ослабление цветового напряжения идет снизу вверх от терракотово-охристой с глубокими тенями поверхности земли переднего плана ко второму - более затемнённому буро-зеленому, который растворяясь дымкой, обретает в третьем - общий фиолетовый тон. Но подобное цветовое решение – это не эффекты. На холст Папикян «выплеснул свое «цветное» видение армянской природы», используя при этом экспрессивный мазок, который легко лепит форму, придавая весомость всему сущему. Но стоит заметить, что художник особое внима6ие обращал на раму – она должна была украсить картину, «а не «убить» ее». Он тщательно подбирал багет – ширину и профиль рамы. В авторскую раму одета и картина «На Эзрум. Абрикосовое дерево» - Папикян сам прошел багет золотом.

 

детали

Покой и гармония разлиты в природе. На земле все идет, как предписано свыше... Наступившая осенняя пора раскрасила природу в яркие цвета. Пожелтела листва абрикосового дерева с раскидистой, опустившейся почти до земли кроной, пожелтел и пирамидальный тополь, уходящий вершиной ввысь. Вдоль бегущей почти незаметной дороги стоят каменные стелыпредшественники хачкаров, а слева у самого края картины виден фрагмент старого каменного строения. Многоплановый пейзаж, залитый солнцем, разворачивается далеко-далеко в глубину и замыкается цепью величественных горных хребтов. Их освещенные солнцем ослепительно белые вершины касаются неба. Прописанное дробным мазком, динамичное, вечно существующее в движении оно возвышенно и нарядно в своем розово-голубом звучании. 

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях