холст, масло, 66.5x53.5 см
Поступление:
1944, из Государственного Русского музея
XVIII век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский. Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В.Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он не получил основательного классического образования. В портретах В.Л. Боровиковского видны нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице. Для многих его творчество стало примером, выражающим идеалы и искания общества. Сложился целый круг художников-подражателей и последователей, в большинстве случаев имена которых остались неизвестными.
Женский портрет 1810-1820-х годов выполнен неизвестным художником круга В.Л. Боровиковского. Картина поступила как женский портрет, позднее искусствовед Т. Алексеева определила его как парный портрету Н.В. Шеншина из коллекции Ярославского художественного музея, который также происходил из коллекции М.Е. Покровской. Сегодня произведение считается портретом Марии Шеншиной, но это требует проверки. В портрете воплощен идеал женщины первой трети XIX века, со свойственными ей внутренним согласием с миром, некой меланхоличностью, мягкостью характера, отразилось время сентиментализма, обращённого к личным переживаниям человека, его внутреннему миру, лирическому чувству. Образ женщины передан с большой душевностью и любовью, глубоко прочувствован неизвестным художником. Демонстрация способностей к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям, добродетельность души близки исканиям В.Л. Боровиковского, что позволило исследователям отнести данный портрет к кругу художников, следующих идеалам великого русского портретиста.
Поворот головы, выражение лица молодой женщины, плавность линий ее сложенных рук свидетельство личностной гармонии. Молодая женщина, глядящая на зрителя, изображена на фоне коричнево-бордовой портьеры, собранной узлом.Декольте ее дневного кремового платья с зауженными длинными рукавами прикрыто поверх белым прозрачным канзу (кофточкой) с пышным рюшевым воздушным воротником с фигурным краем. Зеленая шерстяная шаль с тонкой цветной узорной полосой прикрывает плечи и руки. Именно эта деталь в произведении указывает на мир чувств и ценности домашнего очага, проповедуемых сентименталистами. Высокая прическа типа «Узел Аполлона»: прямой вертикальный пробор до макушки разделяет волосы каштанового цвета волосы на две части, которые завитые в тугие локоны, уложенные на виски, большой узел закреплен гребнем коричнево-красного тона, выдает век классицизма. Лицо молодой женщины далеко от классического идеала красоты, но исполнено несказанного очарования и душевной прелести.
Марина Агеева, искусствовед
Елена Ильина, искусствовед
66.5x53.5 mm
Поступление:
1944, из Государственного Русского музея