холст, масло, 91x128 см
Поступление:
1947, от Управления по делам искусств при Совете Народных комиссаров РСФСР
Школа Дж.П. Панинин, 1691-1764/1765
Обаяние творчества знаменитого в свое время итальянского живописца и зодчего Джованни Паоло Панини (Паннини) был столь велико, что многие художники ему подражали. Написавший картину художник был явно не первой руки.
Пожалуй, про эту картину невозможно рассказать какую-нибудь историю – автор неизвестен, история картины неизвестна, также как и история ее бытования. В произведении можно отметить лишь то, что художник, создавая картину, находился под впечатлением популярных произведений живописца эпохи рококо Джованни Панини, первого мастера, специализировавшегося на создании исторических сцен и воображаемых видов. Быть может, неизвестный живописец был его учеником?
Многочисленные виды Панини были крайне популярны у туристов, приезжающих в Италию. Неизвестный художник, вслед за родоначальником архитектурного или руинного пейзажа Джованни Панини, обратился к созданию произведения в жанре городского пейзажа – «ведуты»[i]. Написанные в его стиле картины даже ниже по достоинствам были востребованы и ценились у тех слоев населения, которые не могли покупать картины по дорогой цене, но хотели иметь произведения в своих домах.
[i] Слово ведута произошло от итальянского слова виденная.
Царящие в архитектурном пейзаже великолепные античные руины преувеличенно огромны. Написанные почти гризайльно[ii], они создают особую причудливую атмосферу нереальной реальности. Стремясь преодолеть излишнюю геометрическую чопорность и вдохнуть в пространство картины жизнь, художник населяет пространство картины людьми. Светскую сцену – дама на прекрасном коне и двое пеших мужчин, условна, хотя и задает загадку – куда указывает дама? что делают они среди руин? Фигурки людей не прописаны, настолько малы, что они не более чем повод оживить «картинку», стаффаж[iii]. Этим приемом художник обыгрывает «излюбленную тему XVIIIвека – сопоставление величия древнего прошлого и тривиальности настоящего».
Елена Ильина, искусствовед
[ii] Гризайль - вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гризайль
[iii] Стаффа́ж (нем. Staffage, от staffieren — украшать картины фигурами) — в пейзажной живописи небольшие фигуры людей и животных, изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение. https://ru.wikipedia.org/wiki/Стаффаж
91x128 mm
Поступление:
1947, от Управления по делам искусств при Совете Народных комиссаров РСФСР