Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Новикова

Галина
Евгеньевна


Портрет архитектора Б.М. Кербеля

1969


холст, темпера, 100x80 см
Поступление:

1969, от Министерства культуры РСФСР

художник

Как-то стоя у окна в своей мастерской, что находилась в самом центре Иркутска на улице Российской, Галина Евгеньевна Новикова вдруг вспомнила, как начинался ее путь в искусство. Ей ярко представилась картина детства – она постоянно рисовала, все, что попадалось на глаза. Потом в подростковом возрасте полюбила лепку, которой она начала заниматься случайно, найдя в своем огороде глину. Лепила скульптуру большого размера, особенно Галине удавались портреты, среди которых особо был любим ею Гоголь. Ее мама, обратив внимание на пристрастие дочери к художествам, повела ее в Иркутское художественное училище – и Галину приняли, несмотря на уже начавшийся учебный год - приняли за талант. Занималась Галина с наслаждением – все отмечали ее необыкновенные способности, закончила училище с отличием. Потом, помимо творчества, она отдала пятнадцать лет преподавательской работе в родном училище, и даже за это время успела в 1968 -1969 годах поработать в Ленинграде в художественном училище им. В.Серова, где ее высоко ценили. Но родной город Иркутск потянул назад… Здесь прошла вся ее жизнь… Она была, с одной стороны, сильной, настойчивой, с другой ранимой, незащищенной, и всегда честной в своих эмоциях, а потому свободной. Ее наследие сотни картин, эскизов, набросков… Новикова - известный художник в и Сибири, и в Москве, участник многих престижных выставок, Заслуженный художник РСФСР… В 2015 году, уже после смерти художницы, был издан альбом «Галина Новикова», над созданием которого работали иркутские искусствоведы. Этот альбом ждали все

  

произведение

Галина Новикова всю жизнь создавала портреты: портреты - природных мест, домов - у нее на эту тему даже сложилась целая серия, портреты кошек, которых очень любила и в мастерской сделала для них лаз, чтобы те приходили к ней обедать, и конечно портреты людей. Правда, не все желали попасть под ее кисть она видела человека насквозь, можно сказать сканировала его душу, и случались, что порой портреты выходили нелицеприятными. Прежде, чем писать портрет, она разговаривала с человеком, и только поняв и почувствовав его, она начинала работать, не жалея ни себя, ни его - порой сеансы длились несколько часов подряд. Правдивость и искренность - стали основой ее творчества… Она писала людей разных: простых – ничем не примечательных, людей известных в городе - рабочих, инженеров, но главными ее героями стали творческие личности - актеры, музыканты, художники… Немало знаменитостей, приезжавших в Иркутск, побывали в ее мастерской… так появились портреты поэтессы Беллы Ахмадуллиной, живописца Ильи Глазунова, знаменитого актера Михаила Ульянова, с которым у нее завязалась переписка, длившаяся до последних дней Г.Новиковой.

Портрет Бориса Михайловича Кербеля - главного архитектора Иркутска (1944-1970), но вернее сказать Иркутской области, создан Новиковой сразу после окончаний училища - между 1962-1967 годах. Она с преклонением пишет этого грандиозного человека, человека-легенду, «аристократа духа», имя которого связано с образом обновленного Иркутска. Его работы вошли в число лучших сооружений советского периода. Он создавал проекты как жилых домов, так и разного рода общественных сооружений, участвовал в воплощении программы промышленного развития Сибири. Кербеля считали своим учителем молодые архитекторы, которых он поддерживал, правда, нередко подтрунивал над ними. Он разделял свою любовь между архитектурой и спортом, увлекался филателией и много еще чего коллекционировал. Кербель был самоироничный и саркостичный, умный, интеллигентный, эрудированный и человечный, высокий профессионал… Новикова, а ей немного более двадцати лет , пишет Кербеля в его зелено-голубой мастерской таким, каким видит и понимает…

 

 

детали

Архитектор сидит в своем любимом кресле, он то ли слушает собеседника, то ли размышляет… А поразмышлять есть о чем. Возможно о будущем - каким оно будет для архитектуры?, а может быть о ярком большом прошлом, оценивая то, что сделано? На Кербеле - красные куртка и берет, ставший непременным атрибутом творческих натур. Красный цвет драматичен, особенно в сочетании с зелено-синим, как драматична вся жизнь Кербеля. Выделяя цветом выразительное лицо архитектора, Новикова, словно, уподобляя живопись скульптуре, лепит его выпукло… Жесткие линии, резкие светотени… Позади него на стене - портреты великих художников разных эпох - в ту время принято было собирать репродукции картин, которые размещались в журналах - Модельяни, Пикассо, женский портрет неизвестного итальянского живописца эпохи Возрождения… А это уже эстетические пристрастия архитектора, сформировавшиеся у Бориса Кербеля навсегда. 

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях