1903-1987
холст, масло, 185x242 см
Поступление:
1955, от Министерства культуры РФ
Слева внизу: Нисский 49-50
Первым учителем молодого Георгия Нисского на станции Новобелица был владимирский иконописец. После революции он поступил в Гомельскую художественную студию губполитпросвета им. М.А. Врубеля, где он «впервые столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». А потом – Москва, ВХУТЕМАС[i]. Параллельно работал и страстно увлекался спортом, плаваньем и волейболом. По окончанию он много ездит по стране, и пишет большое количество произведений на морскую тематику. Художник был удостоен многих наград и премий – народный художник РСФСР, действительный член Акадкмии художеств СССР, Бронзовая медаль на выставке в Париже, Государственная премия… Пейзажист, жанрист, иллюстратор, баталист… кажется, он успел попробовать себя во всем, став одним из крупнейших советских художников ХХ века и в 1960-е годы одним из основателей так называемого сурового стиля.
«Трудно сказать, что я люблю больше – живопись или парус. Пожалуй, сначала все-таки первое, но уж наверняка на втором месте парусный спорт» - воскликнул однажды молодой Нисский. Водный праздник, собственно, лишь повод для Георгия Григорьевича Нисского в очередной раз обратиться к теме парусного спорта, истинную страсть к которому он испытывал всю жизнь. Это увлечение понятно, ведь Нисский – мастер спорта, до войны был чемпионом Москвы и капитаном столичной команды яхтсменов. Начало яхтенной серии, посвященной каналам Москва-Волга, было положено еще во второй половине 1930-х годов, но война прервала ее, и лишь в 1943 году художник продолжил работу над полотнами, создав ряд лирических произведений. Остро чувствуя прелесть и красоту родной природы, Нисский, будучи мастером индустриального пейзажа, стремится к созданию произведений проникнутых мыслью о гармонии природы и творений человеческих рук. В картине, безусловно, видны отголоски классического типа академической композиционной схемы: та же авансцена, кулисы, многоплановость, та же стаффажность фигур. Но в то же время фрагментарность, низкая линия горизонта наполняют прежнюю схему ощущением нового. Стремясь добиться глубины и особой ясности изображения, художник отдает свободный центр полотна лишь водному и небесному пространству, наполняя пейзаж поистине эпическим звучанием. Интересно, что в основу полотен этой серии Нисский кладет не натурный мотив, а создает образ сочиненный, собирательный, памятуя о том, что, по словам искусствоведа А.А. Федорова-Давыдова «реалистичность изображения определяется не тем, фиксируется ли фактически существующая натура, а живописной правдивостью».
[i] Высшие Художественно-Технические мастерские.
Огромное, высокое и чистое небо заняло практически всю плоскость холста. Его так много, что кажется это оно - главный персонаж картины. И именно в небо, подобно стреле, вписана крутая парабола вышки для прыжков, устремлены тонкие нарядные флагштоки и остроконечные, так сильно накренившиеся белоснежные паруса яхт. Небо написано свободно - пепельно-серыми и нежно-голубыми тонами, и эта светлая тональная гамма передает настоящую бодрящую и радостную свежесть летнего дня, а легкая дымка смягчает звучание голубых оттенков. Умиротворенность, покой разлиты во всем. В картине так легко дышится!
Елена Ильина, искусствовед
185x242 mm
Поступление:
1955, от Министерства культуры РФ