1925-2000
холст, масло, 80.5x60 см
Поступление:
2004, в дар от жены художника В.И. Нисенбаум, Санкт-Петербург
На обороте: Нисенбаум Леон пейзаж «гор... 1996
Все в жизни предопределено Божьим проведением… Санкт-Петербург… 2004 год… Залы Научно-исследовательского музея РАХ, в которых открывается выставка произведений Павла Голубятникова - ученика К.С.Петрова-Водкина из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Среди посетивших вернисаж - Вера Ильинична Нисенбаум, которая, оценив миссию музея - создание авторских коллекций художников и демонстрация их произведений в городах России, передала в дар музею большое количество работ своего супруга - Леона Гиршевича Нисенбаума.
Это живописные произведения Л.Нисенбаума периода 1980-х-2000 года, когда станковая живопись в творчестве художника, ранее занимавшегося и промграфикой, и керамикой, стала основополагающей. Нисенбаум, обретший титул яркого представителя петербургской живописи, высоких успехов достиг как в образном оформлении - посредством цветопластики, конвертов для грампластинок, ставших уже при жизни автора редкостью и предметом вожделения коллекционеров, так и в керамических изделиях, где органично соединялись и живой абрис контуров блюд, и их живописно-ассоциативная поверхность. Картины Л. Нисебаум писал быстро, работая одновременно над несколькими холстами. Он «вел» их словно маэстро до рождения на поверхности подлинного образа, всматриваясь, прислушиваясь к живописному строю, делая легкие правки и никогда не изменяя себе и не подстраиваясь под официальные требования к искусству не в содержательном, но в чисто эстетическом плане.
Городской мотив с трамваем, где все же трамвай главное действующее лицо, в творчестве Нисенбаум встречается нередко. Серо-белая взвесь тумана то окутывает здания, оставляя лишь его верхнюю часть, как возможность уловить определенную география места, то полностью поглощает его, словно растворяя и уводя в небытие. Дома то возникают, то исчезают как миражи, дальние планы не видны… Но впрочем, портретность места неважна для художника, но важна сама атмосфера позднего, окутанного тайной вечера, с таинственными, неизвестными нам прохожими, спешащими к последнему трамваю. Трамвай становится в произведениях Л. Нисенбаума символом, как говорил художник - символом «дома», способного объединить, устроить случайную встречу со знакомым, помочь скоротать томительное время и даже сблизить людей… Вот он приближающийся к остановке с одной ярко святящейся фарой. А на переднем плане хозяин движения светофор, ночь, потерявший свои права, и горящий постоянным желтым … Пастозная живопись широким мазком, этюдный характер мотива создают в пейзаже живую атмосферу позднего вечера, когда воздух вибрирует, объединяя все сущее и наделяя даже неживые существа собственной душой…
Фрагментарная композиция одной из улиц Петербурга. На втором плане – яркий словно ворвавшийся в приглушенную атмосферу вечера зелено- красный трамвай… Вот трое спешащих к нему прохожих, фигурки которых намечены несколькими беглыми мазками красного, желтого, белого. Вероятно, это их последняя возможность добраться до дому. На переднем плане одинокий завалившийся вправо светофор, несмотря на поздний вечер с тремя яркими стеклянными глазами, но только один из них - желтый, светится…. В глубине слева на фоне неба кубические объёмы высокого серо-зеленого здания, нижняя часть которого, как и строения справа, поглощена туманом…
Лариса Смирных, искусствовед
80.5x60 mm
Поступление:
2004, в дар от жены художника В.И. Нисенбаум, Санкт-Петербург