Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Налбандян

Дмитрий
Аркадьевич


Рим. Мальчики на улице едят спагетти

1956


холст, масло, 160x94 см
Поступление:

1974, от Министерства культуры РСФСР

художник

 В 1956 году в квартиру дома 8/2 по ул. Горького (ныне Тверская) в Москве  переехал живописец Д.А.Налбандян. Последние этажи жильцами не заселялись, их было решено отдать под творческие мастерские восьми именитым художникам. Обладая несомненным даром живописца -  о чем говорят его пейзажи,  портреты и натюрморты, написанные для «души», художник   был замечен и стал личным  портретистом Сталина.   Хвалебные речи официальных кругов, как и нелицеприятные отзывы мастеров искусства, ничуть не смущали его. Налбандян  фанатично любил живопись…   Сегодня  мастерская народного художника СССР Д..Налбандяна, превращена  в музей-мастерскую,  наполненную произведениями, завещанными автором Москве.  Немалое число  из них было выполнено во время путешествий за границу, которые во время  несвободы и «железного занавеса» для художника,  носившего  титул  «придворного» живописца, стали привычными.  

произведение

Именно в новой просторной студии Д. Налбадяном была написана картина «Рим. Мальчики на улице едят спагетти» после путешествия 1956 года вокруг Европы на теплоходе «Победа», во время которого художник посетил Грецию, Францию, Голландию, Швецию, Италию. В поездках всегда художник вставал на рассвете, брал этюдник и шел писать, получая от этого ни с чем несравнимое удовольствие. Наброски, выполненные Д.А. Налбандяном в Италии, послужили ценным материалом для будущих полотен. Среди них лучшим является «Рим. Мальчики едят спагетти», в основу которого легла сценка, замеченная и зарисованная художником в бедном квартале Рима. Этической основой созданного Налбадяном произведения явилась достоверность – не парадный Рим, а повседневная жизнь. Идеология советского государства сама диктовала художнику выбор темы, решенной им с некоторой долей искусственности. В ней есть неслучайность (но нет непосредственности) - некая застылость героев и излишнее внимание к деталям. Но это не заслоняет свободной живописности автора, способной воссоздать ослепительный свет солнца и дать почувствовать атмосферу вечного города. В год 80-летия со дня рождения Налбандяна полотно экспонировалось в Москве на крупномасштабной персональной выставке, организованной Академией Художеств. 

детали

Бедный городской квартал Рима. Длинная перспектива узкой улицы, поднимающейся к залитой солнцем площади. Как праздничный аккорд на фоне ослепительно голубого неба звучит изображение нарядных в своей цветовой палитре архитектурных сооружений… Герои картины - два босоногих подростка вынесены на авансцену. Уличная сценка незамысловата: изображение мальчишек, присевших на каменные ступеньки перекусить. Их нехитрый скарб - это плетеная корзина с металлическим фигурным кувшином и большая круглая миска с макаронами, которые они с удовольствием поедают. А у их ног, внося нотку непосредственности, суетятся голуби… 

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях