Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Неизвестный художник


Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем

Первая половина XVI века


темпера, дерево, 77.8x58.8 см
Поступление:

1959, из Нижнетагильского краеведческого музея

художник

Трудно сказать  когда, кем и где написана эта картина. Ясно одно – принадлежит она одному из мастеров эпохи итальянского Возрождения и написана на доске, скорее всего пальмовой, темперными красками. Именно в Италии родилось и достигло наивысшего расцвета искусство Возрождения, здесь жили и творили титаны и гении, просто талантливые художники, потому что роль художника в это время стала особо значимой в обществе. В самом искусстве произошли глубокие изменения, сыгравшие роль в развитии всего европейского искусства. Прежде всего, оно стало наукой и обратилось к изображению реалистического образа. 

произведение

Мадонна с младенцем - одна из самых распространенных тем итальянской живописи эпохи Возрождения. Материнство в Италии по праву считалось самым значительным, что есть в жизни. Но сама сцена в искусстве всегда трактовалась по-разному. В сцене с изображением Богоматери с младенцем Иисусом Христом, младенцем Иоанном Крестителем  и Ангелом все еще гармонично спокойно – в период Возрождения все художники стремились к передаче гармоничной возвышенности образов. Лишь оберегающий жест сомкнутых рук Мадонны, вносящий легкую тревогу, выступают провозвестниками будущего знамённого события. Оттого в картине, несмотря на устойчивость композиции, все подвижно – композиционно художник создает активную диагональ снизу вверх из фигур Крестителя, Христа и Ангела. В картине нет немых статистов – каждое лицо  вносит свою ноту в прочтение темы. 

Образ Мадонны исполнен одновременно земной и небесной пленительности, но чувства ее глубоко спрятаны, чтобы не нарушать ясную гармоничность облика и сцены. Лик её - высокий чистый лоб, несколько удлиненный нос, небольшой рот со слегка приподнятыми уголками, близкий к типу знаменитой «леонардовской улыбки» - излюбленный итальянскими художниками  образ идеально прекрасной женщины. Изображенный младенец выглядит не по возрасту серьезным

Повествуя о библейском событии, неизвестный художник насыщает его достоверными подробностями, почерпнутыми из жизни. В проеме окна – горный пейзаж. Он должен напомнить об одном из самых «прекрасных открытий» эпохи Возрожденияперспективе. Новые средства художественной выразительности - линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема, учение о пропорциях представляют, что Искусство в эпоху Возрождения - это, прежде всего, Наука.

Фигуры моделированы при помощи тончайшей светотени.  Одеяние Мадонны традиционно красного цвета, но исполнено сложнейших переливов и переходов цвета.  Тонкие переливы оттенков могут свидетельствовать о венецианском влиянии – автор мог происходить из Венеции или учиться там: «близость моря навевала текучие и подвижные формы, а не геометрические структуры. Венеция тяготела не столько к разуму сего строгими правилами, сколько к чувствам…»

Несомненно, картина - один из шедевров собрания Нижнетагильского музея искусств. Трудно сказать, как картина оказалась в Нижнем Тагиле, но известно, что заводовладелец Николай Никитич Демидов был активным собирателем, жил во Флоренции и мог приобрести картину и направить ее на Урал. 

детали

Лик молодой Мадонны прекрасен и задумчив, исполнен печали и покорности, величия и внутренней скорби, и тайной надежды. Её взгляд устремлён на рыжеволосого младенца Иоанна Крестителя, протягивающего Иисусу Христу небольшой изящный крест. Придерживая златовласого обнаженного младенца Христа, сидящего на коленах, Богородица сцепив прекрасные руки, словно ограждает сына от участи, замыкая ими круг и невольно отстраняя, отодвигая  его от Крестителя, пытаясь уберечь от участие ему уготованной. Уберегает и Ангел, стоящий за спиной младенца Христа, который полуобернулся к нему, подняв пухлую ручку в благословляющем жесте с двуперстным знамением. Группа изображена таким образом, что ее контуры четко вырисовываются на фоне стены. 

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях