Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Неизвестный художник


Деревенский скрипач. Крестьянин в красной шапке

XVIII век


масло, дерево, 27x37 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведческого музея

Копия картины Давида Тенирса Младшего «Крестьянин в красной шапке», Баварские государственные собрания, Staatsgalerie, Schleicheim. Голландия

художник

При жизни Давид Тенирс Младший не уступал в популярности своим известным родственникам – Брйегелям и Тенирсам, и многим соотечественникам – Рубенсу, Ван Дейку. По крайней мере был столь же популярен, и стал одним из самых плодовитых фламандских художников, оставив после себя более 700 произведений - мифологические и бытовые темы, портреты и натюрморты, сцены охоты и пейзажи. Но любимыми темами живописца были сельские праздники и крестьянские свадьбы. Тенирс занимал должность в гильдии антверпенских художников – Гильдии Святого Луки (с 1644), был придворным живописцем при наместнике Испанских Нидерландов Эрцгерцоге Леопольде Вильгельме (с 1651),   хранителей галереи дворца   Коуденберг, сыграл большую роль в основании Анверпенской Академии художеств и стал ее первым ректором в 1663 году. Тогда же он был возведен в дворянский титул.

Но это рассказ про Тенирса, а как зовут художника и какова жизнь того, кто сделал хорошую копию с работы знаменитого фламандца – неизвестно

произведение

Долгое время выполненная на небольшой деревянной доске ручного изготовления работа числилась в музее под названием «Деревенский скрипач». Лишь в 2003 году искусствовед Наталья Павловна Бабина, сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа  и исследователь творчества Давида Тенирса Младшего определила ее как копию с работы «Крестьянин в красной шапке», хранящейся в Баварских государственных собраниях в Мюнхене.   Но в 2016 году стало известно  еще об одном произведении с таким же сюжетом – это идентичная картина, хранящаяся в Тамбовском областном художественном музее.

Главное в небольшой, скромной по цвету и по размеру житейской сценке Тенирса – занимательность, беззаботность, довольство жизнью. Теплый юмор и некоторая идеализация  заставляют забыть о тяготах. Ироничность пронизывает сам строй картины, но это не насмешка, а любовь к своему народу и умение подметить его добрый, незлобливый характер, восхищаться простотой отношений, воспевать саму незатейливость жизни.  Такие картины стали поистине символом Фландрии. Знакомство с картинами Тенирса Младшего обнаруживает много таких трактиров и кухонь – пожалуй, многие из них он написал в одном и том же кабачке. Тонко проработанные по цвету, в основном в сдержанной гамме, они передают саму незатейливую и простую крестьянскую жизнь. 

детали

Крестьянин в красной шапке с длинным птичьим пером, сидящий на ящике наигрывает на маленькой скрипочке незатейливые мелодии, хитрым взглядом посматривая на зрителя. Перед ним на днище перевернутой, отслужившей свое бочки, служащей столом, стоит  глиняный кувшин – вероятно с пивом и небольшой лист смятой белой бумаги, глиняная трубочка. На крестьянине надеты короткие холщевые штаны и синяя рабочая куртка. Над ним в приоткрытое оконце заглядывает еще один крестьянин, радостно предвкушающий хороший теплый вечер в таверне. Поодаль возле большого очага, в котором весело стреляют искры,  греются двое крестьян, важно попыхивая глиняной трубочкой. Земляной пол только что подмели – вон, в углу за крестьянином стоит прислоненная к стене метла.

Елена Ильина, искусствовед

 

в других музеях