1924-2006
масло, картон, 549,6x40 см
Поступление:
2009, от Федерального агентства по культуре и кинематографии
Владимир Муравьев, склонный с самого начала к творческому свободомыслию, был в 1951 году «изгнан» из Костромского художественного училища за формализм. Его картины, вместе в работами двух близких ему по духу друзей, спустя несколько лет экспонировавшиеся на выставке в Художественном фонде, не были приняты коллегами-художниками, учинившими авторам идеологический разгром; за тем последовало исключение талантливой молодежи из членов фонда. Ведь молодые художники не писали портретов вождей, и их холсты не демонстрировали «счастливую» советскую жизнь… В. Муравьев жил в то время, когда вся культурная жизнь в стране подвергалась жесткой регламентации, а инакомыслие было под запретом. Покинув 1958 году родной город Кострому, откуда он уходил на фронт и куда вернулся с войны после тяжёлого ранения, где пытался получить образование и начать работать, Муравьев отправился в Москву, и поселился там навсегда. Войдя в среду мастеров неофициального искусства столицы, Муравьев, стал не просто «художником для немногих», а неким феноменом российского искусства. Абсолютная преданность творчеству, дух свободомыслия - это все о Владимире Муравьеве…
Пластически деформированные, уродливые, не люди, а существа, глядящие с его портретов, вводили в шок и приводили зрителя в недоумение. А Муравьев стремился показать, каким бывает род человеческий, изображая, по словам самого автора, «ничто иное, как человеческие пороки – , ханжество, малодушие, предательство, жадность, лицемерие…»Живопись в его небольших по размеру работах гладкая, почти натуралистичная в деталях, доведенных до гротеска, что еще более обостряет отвратительность изображенных персонажей. Целая галерея типажей, сродни героям М.Е. Салтыкова-Щедрина, проходит перед нашими глазами…
Один из них - «Братишка»… сколько уже с самом в названии снисходительности… Изображённый - не благороден, а хвастлив, резок в своих негативных высказываниях, осуждающий всё и вся, постоянно задирающийся, не понимающий своей духовной низменности… Как много пороков соединилось в нем одном… Не хочется верить, что это потрет конкретного человека, но в общем и целом – это портрет деградировавшей личности, наверное, с детства лишенной любви, внимания… Чем и кем порожден такой человек – семьей, средой, окружением? Этот вопрос автором адресован всем нам…
Портрет «Василек»… Кажется в этом существе собраны все мыслимые и немыслимые физические недостатки… Муравьев не чужд трогательного сострадания «к телу и психике человека, в которые он глубоко проник, рисуя, жалея и любя». Но в тоже время художник выступает как беспощадный аналитик, концентрируя наше внимание на поиске причин такой мутации.
Портрет «Братишки» очень выразителен. Сморщенный лоб, маленькие, собранные у переносицы глаза, торчащий «туфелькой» нос, оскаленный рот, двойной, отвисший до шеи подбородок, и огромные, как локаторы, оттопыренные уши. Он прямо сейчас пытается что-то доказать. Над ним не хочется смеяться, остается только посочувствовать… Ведь Он некрасив не потому, что некрасив внешне, а потому, что сам собою ограничен в собственных душевных качествах, в и своих стремлениях и желаниях.
Лариса Смирных, искусствовед
549,6x40 mm
Поступление:
2009, от Федерального агентства по культуре и кинематографии