Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Кустодиев

Борис
Михайлович

1878-1927


Встреча. Эскиз декорации к пьесе А.Н.Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»

1917


холст, масло, 71x91 см
Поступление:

1947, из Управления по делам искусств при Совете Министров РСФСР

художник

Борис Михайлович Кустодиев – удивительный художник, который открыл мир русской провинции как некий эстетический феномен. Он родился и вырос в Астрахани, в патриархальной обстановке купеческого городка - «…Я помню купчих, которые жили за нашим домом, помню, во что была одета та или иная купчиха или купец…». Уже в детстве он берет уроки рисования, а в 1896 году поступает в петербургскую Академию художеств, обучаясь в В. Савинского и И. Репина. Будучи студентом Академии он активно участвует в выставках, в том числе в Международных в Петербурге и Мюнхене, последняя принесла ему большую золотую медаль Международной ассоциации. Учебный курс он заканчивает с золотой медалью в 1903 году и уезжает с женой и маленьким сыном в годовую пенсионерскую за границу в Германию, Италию, Францию, Испанию. Но уже через полгода художник возвращается и работает в Костромской губернии над созданием картин о яркой и праздничной народной жизни. В дальнейшем он станет членом-учредителем «Нового общества художников» в 1904 году, членом Союза русских художников с 1907, объединения «Мир искусства» с 1910 года и с 1923 Ассоциации художников революционной России, будет работать карикатуристом в журналах «Жупел», «Адская почта», «Искра», будет избран членом Академии художеств в 1909 году. Последние 15 лет художник тяжело болел, был прикован к инвалидному креслу, но именно в это время создал самые жизнеутверждающие свои картины

произведение

Его картины, праздничные по цвету, декоративные, воспринимаются как народный театр. Во многом творчество Б. Кустодиева ассоциируется с лубком и вятской расписной игрушкой - недаром в одном из автопортретов он изобразил себя продавцом веселых и пестрых поделок. Его праздники, его ярмарки могут быть представлены как эскизы к некоему сценическому действу, поэтому не удивительно, что с 1911 года Кустодиев начинает работать в театре, пишет декорации к спектаклям А.Н. Островского о жизни провинции. Комедия А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» была написана в 1871 году, действие пьесы, названной вначале «Утро вечера мудренее», происходило в 1840-е годы на окраине Москвы. Замыслы по оформлению декораций для спектакля остались неосуществленными на сцене: в 1917 году в стране началась разруха социальная и экономическая, в театре - серьезные перемены. Декорация понималась художником как живописная картина, которая определяла весь художественный облик спектакля, поэтому и в театре Кустодиев остался живописцем. Он брался только за те спектакли, которые отвечали его теме и его творческим интересам – быт и нравы провинциальной Руси. И трудно поверить, что композиция, наполненная энергией цвета и света, была создана почти парализованным художником, который в силу болезни был вынужден писать картины лежа

детали

С симпатией писал он о старом русском быте: «… чудесный старый провинциальный городок, весь в зелени, очень много того, что я так люблю, - домики, заборы, вдали главы церквей, - моя милая и такая родная Русь». Кустодиев решил эскиз как городской пейзаж. Он как бы предлагает зрителю познакомиться с местом, где происходит действие - вот торговая лавка купца, чиновник, выходящий из конторы, нарядные праздные купчихи, провинциальные «Дульсинеи», изображенные, кажется, иронически… Человеческие фигуры не просто вписаны в картину, но она немыслима без них. Художник создает в эскизе характерную архитектуру города того времени: обшарпанные стены здания, деревянные настилы около домов, булыжная мостовая, грубо раскрашенная вывеска, яблоки и арбузы в коробах перед торговой лавкой. 

Алла Детина, филолог

в других музеях