Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Мосийчук

Анатолий
Мефодьевич


Тупая линия

1988


холст, масло, 63.5x79.3 см
Поступление:

2006, в дар от автора А.М. Мосийчука, Москва

Справа внизу: А. Мосийчук 88

На обороте слева вверху: А.Мосийчук  «Тупая линия»  1988г  

художник

 Я выстроил свой нереальный мир,

 И устроил в нём Композиций пир.

 Он – мой праздник души,

 Он и козырь мой,

 Я владею им,

 Он владеет мной,

 И у праздников есть

 И начало и «стоп» . . .

 Строфы-откровения А.Мосийчука

 

Московский художник Анатолий Мосийчук общительный и приветливый с легкостью дарил собственные работы друзьям и посетителям своей мастерской. Именно так в собрание музея поступили произведения живописи и графики разных лет одного из самых ярких и универсальных мастеров России. Мосийчук был живописцем, графиком, скульптором, мастером монументального искусства, оформившим целый ряд станцией Московского метрополитена, поэтом. «Последние годы – писал художник, я целиком отдаюсь живописи. Она завораживает меня тем, что, как матерь искусств, объединяет в себе объем и цвет, музыку и поэзию и языком души беседует со всяким независимо oт его национальности, вероисповедания, возраста и много другого. Живопись, как и музыка, не нуждается в переводе. Она интернациональна, и я ее боготворю». Работы Мосийчука во многом тайна и загадка, а названия произведений, как правило, напрямую не говорят о содержании. Состояние каждого образа, рожденного современной реальностью и мыслью автора, переживается им, абстрагирующимся от конкретных фактов и событий бытия. Наделяя изображаемое яркой метафорической содержательностью, он словно делиться откровением, которое нужное уловить, услышать… Мосийчук открыл для себя вход в мир иной, в пространство инобытия, где образы, порой фантастичны, их действия не ясны, а конец не однозначен

Это произошло уже после смерти художника, покинувшего мир земной в 2006 году. «Живопись Анатолия Мосийчука запечатлена в фильме Владимира Фокина: «Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны»( 2007). Это последняя роль Александра Абдулова…Актёр играет Гениального Художника, работы которого являются авторскими работами А.Мосийчука»...

 

 

произведение

На первый взгляд, кажется, что сюжет картины «Тупая линия» лишен какой-либо логики - как у Шагала летающие персонажи и деревья, вздыбленная земля и странные гигантские опоры, напоминающие по конфигурации кресты, строем рассекающие картину по диагонали, да еще кучка сгрудившихся в растерянности людей… Что это? Просто ли фантазия автора? Сюжет поистине сюрреалистичен - такого в жизни не бывает, ведь это не ураган, не торнадо, не цунами, когда мир силами природной стихии переворачивается «вверх дном»… Одушевленные шагающие опоры-кресты выносят свой приговор, превращая землю в пустошь и лишая человека его родной среды обитания. Возможно это метафора технократического Рассудка, который «тупо» сводит все многообразие мира только к техногенному фактору, сегодня - замещающему мир природный, а настанет время - и человеческий…

 

детали

Действию, происходящему на картине, тесно в небольшом пространстве холста. Как правило, не любящий многословия художник здесь говорит подробно и обстоятельно. В картине много сине-голубого неба, так редко встречающегося в творчестве мастера. Движущееся, с клубящимися белыми облаками, живущее собственной жизнью оно наполняет сюжет драматизмом и экспрессией. Фрагмент селения с избами напоминает родную землю Мосийчука – милую сердцу Южную Украину. Небольшие, уютные домики и деревья с круглыми пушистыми кронами, белостенный однокупольный храм…. А земля шевелиться, поднимается… и на наших глазах некой неведомой силой начинает разрушаться, заваливаться и исчезать живой мир… Деревья, вырванные с корнем, дома и превратившаяся в летающую корова - все парят в воздухе … Еще одно мгновение и на месте цветущего села наступит черная пустота, порождённая такими незыблемо-наступающими опорами-крестами

Что ждет народ, который безмолвствует, находись по другую сторону от пока еще живой земли? …

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях