Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Крамской

Иван
Николаевич

1837-1887


Женский портрет. Актриса Мария Гавриловна Савина

1880


холст, масло, 90.5x71.3 см
Поступление:

1945, из Свердловского областного отдела по делам искусств

художник

Иван Николаевич Крамской родился в небогатой мещанской семье в Воронежской губернии и с детства любил рисовать. Желание стать художником было так велико, что он то нанимался учеником к иконописцу, то брал советы у любителя рисования, то работал ретушером у фотографа. В 1957 году Крамской поступил в Петербургскую Академию художеств. Не желая следовать строгим академическим правилам и быть ближе к жизни, Крамской встал во главе знаменитого «бунта четырнадцати» в 1863 году, когда группа студентов-выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода «бунтарей» из Академии Художеств, Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников. Организаторские способности и искреннее желание молодого художника активно участвовать в развитии русской реалистической живописи, способствовали тому, что он стал в 1871 году одним из основателей и идеологов «Товарищества передвижных художественных выставок».

 

Несмотря на то, что Крамской видел свое призвание в написании сюжетных картин, его убеждения, мысли и философские взгляды того времени наиболее полно выразились в портретном жанре. Знаменитый художник, проживший всего 50 лет, создал большую портретную галерею современников, как известных, так и неизвестных людей. 

произведение

Среди многих портретов Крамского большое место занимают изображения творческих личностей и русской интеллигенции, в которых он передал свои представления о духовной красоте и идеалах человека. В 1870-1880-е годы И. Крамской являлся популярным портретистом в Санкт-Петербурге, которому многие и опасались делать заказ, поскольку он умел сказать в произведении всю правду о заказчике.В этом сказалось умение Крамского, занимавшегося в юности ретушированием фото, запоминать лица заказчиков, доводить портретное сходство до совершенства, прекрасно схватывать черты лица и их особенности.

       Долгое время было неизвестно, кто послужил И.Н. Крамскому моделью для женского портрета. Похожий портрет, также с подписью И. Крамского хранится в Одесском художественном музее, сотрудники которого в 1990-е, усомнившись в подлинности подписи, предположили, что «Портрет неизвестной» из их музея мог быть написан дочерью художника Софьей Юнкер-Крамской, опираясь на то, что в каталоге одесской художественной выставки 1897 года значился портрет актрисы М.Г. Савиной, выполненный Софьей Ивановной. Дочь художника, получавшая уроки живописи у отца, могла сделать копию с его работы, перенеся и подпись: И. Крамской. Чтобы определить личность изображенной на портрете женщины сотрудники Одесского музея провели криминалистическую экспертизу: сравнительный анализ фотографий актрисы Савиной и портрета неизвестной показал, что на снимках и картине изображено одно и то же лицо. Значит и в нижнетагильском музее хранится портрет актрисы М.Г. Савиной.

               Живописный портрет актрисы Марии Савиной написан И. Крамским в тот период, когда она уже много лет блистала на сцене Петербургского Александринского театра. В нее были влюблены многие, в том числе и И.С. Тургенев, писавший ей в одном из писем: «Вы очень привлекательны и очень умны - что не всегда совпадает, - и с вами беседовать - изустно и письменно - очень приятно». Великая русская актриса Мария Савина (1854 -1915) родилась в семье провинциальных актеров, и с детства она участвовала в спектаклях. Работая сначала в провинциальных театрах, она покорила императорскую сцену Петербурга и стала актрисой Александринского театра, Ее артистический дар был отмечен столичной критикой, признавшей ее лучшей исполнительницей роли Марьи Антоновны за всю сценическую историю «Ревизора» Н.В. Гоголя. Поэтическая женственность, искренность, жизнелюбие, «тихий» драматизм являлись отличительными чертами актрисы Савиной, получившей звание «Заслуженной артистки» в 1899 году. Она много занималась и общественной деятельностью, создав «Общество для пособия сценическим деятелям» и «Убежище для престарелых сценических деятелей». 

детали

Для художника в портрете все имеет значение – и лицо, и окружение, формирующее представление о модели. В подробностях он пишет роскошный модный костюм актрисы с удлиненным нежно-голубым лифом, богато расшитым жемчугом, с прямоугольным вырезом, отделанным белым кружевом, и дополняет наряд белыми перчатками и крупной яркой розой. На руке блестит золотой браслет, сверкает ряд жемчужных нитей на шее, в причёске - золотая шпилька… Изумительная материальность достигается художником прозрачным лессировочным письмом. На круглом столике с золоченым краем лежит белый кружевной платок – в одесской копии с данного портрета С.И. Юнкер-Крамская изобразила зонтик.

Оставаясь академистом в технике письме, передаче внешности и приверженности к деталям, Крамской – создатель психологического портрета в русском искусстве, сумел сделать их второстепенными, поставив главной задачей в портрете обращение к богатому внутреннему миру человека и его переживаниям. Особое внимание художник придает взгляду темно-карих глаз актрисы, смотрящих прямо на зрителя и притягивающих своей глубиной. В живом блеске темных глаз, внимательно смотрящих на зрителя, передано ощущение огромной духовной и внутренней духовной работы. Известно, что глаза - зеркало души, и Крамской придавал им особое значение. 

Лидия Хайдукова, искусствовед

в других музеях