Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Беггров

Александр
Карлович

1841-1914


Шевенинген. Голландия.

1887


холст, масло, 55x74 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведческого музея

Внизу: справа – А.Beggrow 1887.; слева - Schevening Местобытование. Государственный музейный фонд

художник

Судьбы двух художников Александра Беггрова и его учителя Алексея Боголюбова и, а именно их путь в искусство, странным делом оказались достаточно схожими. И тот и другой очень любили море и, вначале связав свою жизнь с морским делом, по воле обстоятельств, случая и талантасделались известными художниками, став создателями русской реалистической марины – пейзажей о море. Первая встреча Александра Беггрова со своим будущим наставником, художником главного морского штаба А.П. Боголюбовым, которому были заказаны к исполнению две картины о гибели фрегата «Александр Невский», состоялась именно по этому поводу. И это было неслучайно. К тому времени Беггров, окончивший Николаевское инженерное и Морское инженерно-артиллерийское училища, в составе Императорского Балтийского флота ходил в плавание именно на фрегате «Александр Невский» и во время кругосветного путешествия, в котором участвовал великий князь Алексей Александрович, стал очевидцем гибели этого корабля. Не будучи свидетелем самой катастрофы, Боголюбов счел возможным воспользоваться рисунками корабельного художника-любителя и члена команды А. Беггрова, который в 1870 году по его совету становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. Но проучившись там недолго, в 1874 году Беггров отправляется в Париж, где продолжает образование у француза Л.Бонна и Боголюбова, принимавшего большое участие в судьбе молодых русских художников, не только обучением, но устраивая их экспонентами российских и парижских выставок. А. Беггров хорошо рисовал, писал акварелью и маслом пейзажи с изображением судов, чем и вошел в историю русского искусства. Корабли он знал в совершенстве, и, как вспоминают его современники, подвергал критике «каждую картину с судами, где были допущены малейшие неточности». (1) А еще Беггров был славен и другими талантами, которые считал искусством: слыл великолепным кулинаром, «угощая таким обедом, какой не изготовить и лучшему повару», прекрасным садоводом, разводившим ягоды и дыни, которым «по величине и вкусу кругом не было подобных» (и это в холодном и дождливом Петербурге!), и был непревзойденным птичником, выращивая необыкновенных кур. Обладал художник и талантом артиста-комика… В судьбе А.Беггрова многое было необыкновенно, как трагический уход из жизни: тяжело заболев, он убил себя выстрелом в сердце. Уже при жизни произведения художника-передвижника пользовались большой популярностью, и ряд из них публиковался в таких журналах, как "Нива", "Север", "Всемирная иллюстрация". Признала его заслуги и Петербургская Академия художеств, удостоив Беггрова в 1899 году звания академика живописи, а в 1912 году - присвоив ему титул почетного члена. 

произведение

Работать на пленере Беггров начал про приезду в Париж. Он сразу же вливается в «веселую семейку» начинающих художников, среди которых - И.Репин, В.Поленов, К.Савицкий. Все безоговорочно принимают метод обучения Боголюбова, а тот учит по-своему - на собственном примере: вывозит молодежь в те места, которые некогда посещал сам – Вель, Гавр… и, работая рядом, раскрывает тайны мастерства. Первая самостоятельная поездка в Голландию, в деревушку Шевенинген, состоялась у Беггрова в 1876 году по рекомендации Боголюбова, который как и другие художники, очень любил виды этого места, восхищавшие старым голландский пейзажем. Здесь Беггровым, который в последствии неоднократно возвращался сюда, были созданы произведения, с успехом демонстрировавшиеся на передвижных выставках. Так на XVIвыставке передвижников была показана картина «Шевенинген. Голландия», выполненная им, уже зрелым живописцем, в 1887 году. 

детали

На картине изображен излюбленный мотив художника - прибрежная полоса с оживленной людской толпой. И можно даже не сомневаться, что парусные суда даны художником с полным знанием корабельной конструкции. Важно другое, что пейзаж, окрашенный приподнято-оптимистическим настроением, по-настоящему живет. Художник сумел передать беспокойно набегающие на берег волны, сам морской ветер, голубое небо с движущимися облаками, ослепляющий солнечный свет, «ставший героем картины», свежий морской воздух… А фигурки людей, в ранних произведениях просто оживляющие вид, здесь написаны живо и убедительно, став неотъемлемой частью пейзажа. Они по-настоящему интересны художнику, хорошо знавшему особенности быта рыбаков и жителей этой местности. Беггров ведет свой рассказ как внимательный наблюдатель. Его герои ходят в море, ловят рыбу, разгружают улов, разбирают его и переносят в корзинах, растят детей, беседуют при встрече… Словом, живут обычной жизнью. Как замечалось в печати тех лет: « Беггров любит море и знает его красоты. Но по душе художнику ... не грозно вздымающееся, разъяренное море, - его манят к себе мирные морские картины спокойных гаваней с мирно покачивающимися в них судами…» Именно об этом рассказ А.Беггрова в живописном полотне «Голландия. Схевенинген». 

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях