Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Милюков

Борис
Петрович


Итальянский мясник

1962


холст, масло, 104x140 см
Поступление:

2004, от Министерства культуры РФ

На подрамнике: Б.Милюков "Итальянский мясник" 62

художник

Борис Петрович Милюков – монументалист, живописец, график с его необыкновенно -выразительной внешностью сразу привлекал к себе внимание: «поражала диспропорция лица и фигуры: серые небольшие глаза с наивным почти детским выражением, длинные нос и шея, покатые плечи и большие сильные руки, особенно выразительны кисти рук с необыкновенно развитыми пальцами». Именно собственные руки он наиболее часто изображал в своих произведениях.

В искусство Борис Милюков пришел в 1946 году, почти в тридцать лет, благодаря своей интуиции. Иначе как можно расценить, что, никогда не занимаясь художественным творчеством – до войны он был рабочим на заводе, после прихода с фронта в 1946 году, утаив, что не имеет десятилетки, он без экзаменов поступает в Московский институт декоративного и прикладного искусства в мастерскую известного художника Александра Дейнеки, дающего творческую индивидуальную свободу студентов. Милюков никогда не учился примерно, но «взял от своего педагога самое дорогое: самоотверженное служение творчеству… » и стал по признанию самого А. Дейнеки лучшим из его учеников. Он научился работать на холсте, создавать скульптуру, мозаики и фрески, прекрасно чувствуя каждый из этих материалов, а  творческий процесс, вслед за своим учителем, воспринимал как таинство. Милюков всегда работал смело и свободно…  При сдаче монументальных работ его неординарное художественное мышление не раз вводило заказчика в недоумение, но автор всегда умел отстоять своё видение, и порой не только свое, но и молодых художников, приводя неоспоримые аргументы. В этом ему помогали общая культура, самоирония, интеллигентность… И сегодня многие его монументальные работы от скульптуры, до мозаик и росписей, композиций из металла, без которых немыслимы городские пространства, стали яркой вехой и вошли в анналы монументального русского искусства 20 века. Станковая живопись Милюкова также интересна и индивидуальна, но ее знают немногие и говорят о ней меньше. Хотя она также ярко демонстрирует уникальность мировоззрения автора, открывающее ему то один ракурс видения, то другой, и его веру в правоте собственного творческого высказывания.

 

  

произведение

Картина «Итальянский мясник» появляется в творчестве Милюкова в 1962 году, после поездки в прекрасную Италию. В сознании Милюкова образ рождался постепенно, держа художника в постоянном напряжении. Может быть, у кого-то он вызовет недоумение? В бойне на фоне туш животных совершенно счастливый, полнокровно ощущающий жизнь мясник… Эта дуальность звучит напряженным диалогом, примем ли мы ее в картине? но в жизни, не видя этого процесса, принимаем… Избранному сюжету соответствует и само пространство, рождающееся из соседства темного красного и синего, определяя эмоциональный смысл образа, и экспрессионистический язык форм, наполняющий изображенное эмоциональной экспрессией. А вот поэтические строки к этому образа самого художника:

Застыл итальянец экспрессо,

И мясо качнулось над ним,

Распятые туши без веса

Залиты вокруг голубым.

детали

Все «герои» картины приближены к переднему плану. В синем пространстве на фоне висящих на крюках туш животных изображение молодого колоритного итальянца с выразительным с крупными чертами лицом, отмеченным полуулыбкой. А рядом пустой крюк… Но мясник в белом фартуке, вывернутая фигура которого намечена черными линиями, словно позирует, не замечая, ни пустого «жертвенного» крюка, ни того, что нависшая над ним туша, словно объяла его…. Он доволен собой, своей жизнью! Он просто выполняет свою работу.

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях