Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Мясоедов

Григорий
Григорьевич

1834-1911


Осиротевшие

1903


холст, масло, 77x52 см
Поступление:

1955, из Нижнетагильского краеведческого музея

Вариант одноименной картины 1899 года создания, Харьковский художественный музей

художник

Григорий Григорьевич Мясоедов принадлежал к древнему дворянскому роду. Именно с него И.Репин писал образ царя для картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», а Мясоедов смеялся, что помимо схожести, никто более не может сделать такое зверское лицо. Мясоедов с детства много читал и рано проявил интерес к рисованию. Не завершив обучения в Орловской гимназии, он поступил в Петербургскую Академию художеств, где успешно учится и неоднократно получал академические награды – малые, большие серебряные и золотые медали. В историю русского искусства он вошел, прежде всего, как один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. По окончании Академии в 1863 году он едет в Европу, где наблюдает за деятельностью художников по организации передвижных выставок. У Г.Мясоедова зародилась идея о создании подобных выставок в России. Возвратившись в Россию Мясоедов добивается объединения Артели художников Санкт-Петербурга с московскими художниками - так в 1871 появилось объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». В 1870-1880-х годах Г. Мясоедов писал сюжетные и исторические картины, в которых он стремился рассказать о насущных проблемах народа, в первую очередь – крестьянства. Позднее в искусство пришел новый художественный язык, который Мясоедов не принимал, оставаясь на позициях консерватизма.Испытывая разочарование и одиночество, но все же оставался бессменным членом Товариществом в течение сорока лет.

Григорий Григорьевич Мясоедов принадлежал к древнему дворянскому роду. Именно с него И.Репин писал образ царя для картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», а Мясоедов смеялся, что помимо схожести, никто более не может сделать такое зверское лицо. Мясоедов с детства много читал и рано проявил интерес к рисованию. Не завершив обучения в Орловской гимназии, он поступил в Петербургскую Академию художеств, где успешно учится и неоднократно получал академические награды – малые, большие серебряные и золотые медали. В историю русского искусства он вошел, прежде всего, как один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. По окончании Академии в 1863 году он едет в Европу, где наблюдает за деятельностью художников по организации передвижных выставок. У Г.Мясоедова зародилась идея о создании подобных выставок в России. Возвратившись в Россию Мясоедов добивается объединения Артели художников Санкт-Петербурга с московскими художниками - так в 1871 появилось объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». В 1870-1880-х годах Г. Мясоедов писал сюжетные и исторические картины, в которых он стремился рассказать о насущных проблемах народа, в первую очередь – крестьянства. Позднее в искусство пришел новый художественный язык, который Мясоедов не принимал, оставаясь на позициях консерватизма. Испытывая разочарование и одиночество, но все же оставался бессменным членом Товариществом в течение сорока лет.

 

 

 

 

произведение

Картина «Осиротевшие» написана Григорием Мясоедовым в тот период, когда его творческая активность пошла на спад, и он проживал в имении Павленки под Полтавой. Большой усадебный парк в его украинском имении, возможно, и послужил «фоном» для этой сюжетной картины. Известно, что нижнетагильская картина, написанная в 1903 году, стала авторским вариантом произведения «Осиротели» 1899 года, хранящейся в Харьковском художественном музее. Не установлено, кто изображен на картине, но первый вариант работы был написан именно в тот год, когда умерла от туберкулеза Ксения Иванова - молодая художница, вторая жена Мясоедова, мать его единственного сына. Может быть, смерть этой женщины навеяла воспоминания, и её портретный образ лег в картину.

 

детали

В обеих вариантах картины художник выделяет женскую фигуру своеобразным «ореолом» света вокруг головы.Почти с натуралистической точностью художник воспроизводит на первом плане сине-сиреневые колокольчики и различные травы - в этом не только любовь автора к «мелочам», но и страстное увлечение цветами, которые он выращивал в своем имении и даже написал брошюру по цветоводству. После создания харьковской картины, где образ женщины экзальтирован, прошло четыре года, и в тагильском варианте художник пишет совсем иной образ, придавая ему задумчиво-меланхолическое настроение. Дополняя одежду героини аксессуарами – маленький черный ридикюль, золотая цепочка с часами, Мясоедов украшает изображение. В тагильском варианте картины почти исчез трагизм повествования, сюжет приобрел характер «красивости», столь свойственный салонной живописи.

Лидия Хайдукова, искусствовед

 

в других музеях