Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Машков

Илья
Иванович

1881-1944


Фрукты на сером фоне

1939


холст, масло, 59x77 см
Поступление:

1958, от Управления по делам искусств при Совете Министров РСФСР

Справа внизу: Илья Машков 1939 Абрамцево

На обороте: Собств. И. Машков. Фрукты на сером фоне

художник

Еще в детстве Илья Машков увлекался рисованием. Подрабатывая у продавцов фруктов,  он писал им лубочные картинки, торговые вывески, делал копии картин и икон. Затем была учеба в знаменитом Московском  училище живописи и ваяния, где уже первые творческие работы молодого художника привлекли внимание его самобытностью и особой любовью к цвету. Позднее Машкова стал одним из основателей  эпатажного  художественного объединения «Бубновый валет» и создателем  «нового» натюрморта, где важным становится плоть вещей и богатство форм, которые лепятся краской.  

 

произведение

Абрамцево появилось в судьбе Машкова в середине 30-х годов, когда началось строительство дач в Ново-Абрамцеве. Советское государство выделило  деньги на постройку творческих художественных мастерских десятерым художникам, среди которых был Илья Машков и ряд известных мастеров искусства - Вера Мухина, Борис Иогансон, Игорь Грабарь и другие. С самого начала Машков принял активное участие в строительстве поселка художников,  входя в правление дачно-строительного кооператива «Коллектив художников Ново-Абрамцево». С1938 года художник живет здесь почти безвыездно - ему 57 лет и он хочет жить уединенно, заниматся только чистым Творчеством, исследовать возможности живописи, пристально изучать классические традиции и… наслаждаться природой. Здесь он создал замечательную серию живописных натюрмортов.

В работе проявились характерные для позднего творчествам мастера  новые качества живописной  манеры. Все это придает произведению естественный, непринужденный характер,  а мотив драпировки привносит классическую завершенность.

детали

В  спелых, сочных плодах, материально весомых и красочных, видится пристальное исследование автором натуры, выявление её свойств и взаимовлияние друг на друга. Стремление к передаче движения света и воздуха, смягчающих очертания предметов, приводит художника к отказу от ярких насыщенных, локальных красок и обращению к нюансировке цвета, а привычная для понимания творчества автора темпераментная и широкая живопись меняется на более сдержанную манеру письма.

Лидия Хайдукова, искусствовед

 

в других музеях