Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Маковский

Владимир
Егорович


Девочка с гусями в поле

1875


холст, масло, 39x27 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведческого музея

Внизу справа: В. Маковскiй. 1875.

художник

В 1872 году московский Владимир Егорович Маковский был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Он стал одним из самых последовательных передвижников, создававших искусства для народа и о народе. «Правдивость и искренность – самое главное во всех родах искусства» говорил В.Маковский, и следовал этому убеждению всю свою жизнь. Художник много и плодотворно работал. И ему совсем несложно было предоставлять на каждую передвижную выставку новые произведения, что было обязательным для всех желающих стать участником экспозиции. Живописцу много давали ежегодные поездки на Украину, Волгу, в Крым, откуда он возвращался с богатыми впечатлениями, этюдами, набросками, рисунками и, конечно, замыслами будущих произведений. Такие путешествия изменили сам общий эмоциональный строй его произведений, наполнили их свежестью. Художник говорил: «Я понял, что надо писать сразу. Только таким образом можно воспроизводить натуру жизненно и верно… »

  

 

произведение

Небольшое полотно «Девочка с гусями в поле», написанное В. Маковским в 1875 году, относится к циклу картин о крестьянских детях, отмеченных жизнеутверждающим началом. Художник, с большой любовью и теплотой создающий детские образы, свою задачу видел в том, чтобы в обыденной ситуации открыть красоту народного быта и своеобразную поэзию повседневной жизни, тем самым обозначив идиллическую линию в своем творчестве.

Портретная основа в изображении героини несомненна, хотя, по всей вероятности в ней есть доля идеализации. Своим образным строем, светлым лирическим настроением это произведение перекликается с портретно-жанровой живописью А.В. Тропинина, у которого В. Маковский получил свои первые профессиональные уроки. В этой картине видна эволюция творческого метода художника: от спокойного письма к более свободной манере, от подробного повествования к художественной выразительности, от колористической «жесткости» фигур и предметов к цветовому единству и эмоциональной свободе. Характерная сценка из жизни крестьянских детей проста и естественна. Но это не бесхитростное списывание с натуры в духе художников-бытописателей 1850-1860-х г.г. - в картине есть отношение автора к изображаемому.

Художник для картины выбирает небольшой формат. Непринужденная фрагментарность построения композиции вводит зрителя в эмоциональную атмосферу произведения, создавая эффект присутствия.

 

 

детали

Полная тонких наблюдений сценка написана с большой выразительностью: и сельский пейзаж, и сама героиня – босоногая девочка, пасущая птиц. Образ героини обаятелен. Внимательно всматривается художник в миловидное, слегка задумчивое лицо девочки, несущей в фартуке цветы, из которых она недавно сплела себе венок, в детали костюма. Ее фигурка, приближенная к первому плану, выглядит значительной на фоне прозрачного голубого летнего неба. Глубокая симпатия художника к обыкновенному человеку передается и зрителю. А сама живописная интонация удивительно точно совпадает с изображенной сценой: автор высветляет палитру, стремится к передаче света и воздуха, естественности красок природы. И звучит в картине мелодия ясная, какая-то целительная для душевного покоя.

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях