1878-1927
масло, картон, 33.6x57.3 см
Поступление:
1944, от Управления по делам искусствпри Совете Народных комиссаров РСФСР
Борис Михайлович Кустодиев – удивительный художник, который открыл мир русской провинции как некий эстетический феномен. Он родился и вырос в Астрахани, в патриархальной обстановке купеческого городка - «…Я помню купчих, которые жили за нашим домом, помню, во что была одета та или иная купчиха или купец…». Уже в детстве он берет уроки рисования, а в 1896 году поступает в петербургскую Академию художеств, обучаясь в В. Савинского и И. Репина. Будучи студентом Академии он активно участвует в выставках, в том числе в Международных в Петербурге и Мюнхене, последняя принесла ему большую золотую медаль Международной ассоциации. Учебный курс он заканчивает с золотой медалью в 1903 году и уезжает с женой и маленьким сыном в годовую пенсионерскую за границу в Германию, Италию, Францию, Испанию. Но уже через полгода художник возвращается и работает в Костромской губернии над созданием картин о яркой и праздничной народной жизни. В дальнейшем он станет членом-учредителем «Нового общества художников» в 1904 году, членом Союза русских художников с 1907, объединения «Мир искусства» с 1910 года и с 1923 Ассоциации художников революционной России, будет работать карикатуристом в журналах «Жупел», «Адская почта», «Искра», будет избран членом Академии художеств в 1909 году. Последние 15 лет художник тяжело болел, был прикован к инвалидному креслу, но именно в это время создал самые жизнеутверждающие свои картины.
Родился Борис Кустодиев в семье преподавателя семинарии в 1878 году в г. Астрахань. Отец умер, когда мальчику было чуть больше года, и мать Екатерина Прохоровна осталась одна с четырьмя детьми на руках. Несмотря на очень скромный достаток, семья жила дружно, а материнская любовь позволяла сформироваться мальчику как творческой личности. Именно мать привила детям любовь к высокому искусству - театру, литературе, живописи. Уже в 9 лет Борис знал, что станет художником.
В 1892 году, поступив в Астраханскую духовную семинарию, Кустодиев одновременно стал брать уроки у местного живописца А.П. Власова, а в 1896 стал студентом Петербургской Академии художеств, где спустя два года был принят в мастерскую И. Репина. Великий художник возлагал большие надежды на талантливого ученика и даже пригласил его участвовать в создании монументального полотна "Торжественное заседание Государственного солвета 7 мая 1901 года". Кустодиев не просто наследовал манеру и стиль Репина, но привнес присущую только ему игру красок.
Получив за дипломную работу золотая медаль, он получил и возможность стажироваться за границей и отправился в путешествие по Европе вместе со своей семьей. Вернувшись в 1905 годуКустодиев построил дом-мастерскую «Терем» близ города Кинешмы, на Волге, где счастливо и много работал.
В 1909 году он заболел, однако продолжал активно путешествовать, в этом же году получил звание академика живописи. Но вскоре пришлось согласиться на сложную операцию, которую сделали за границей. В 1916 болезнь снова дает о себе знать, и Кустодиеву сделали повторную операцию в Петербурге. Итог - паралич нижней части тела и ампутация ног. С тех пор весь мир художника – это его комната, память и воображение. Но именно в этот период он пишет свои самые яркие и праздничные картины! Он пишет яркие жизнерадостные, полные оптимизма картины о провинциальной жизни, воспевает красоту женского тела … В 1920 году художник смог провести свою единственную прижизненную выставку в Петроградском Доме искусств.
В 1927 году 26 мая в возрасте всего 49 лет Борис Михайлович уходит из жизни за работой над эскизом задуманного им триптиха «Радость труда и отдыха»[1].
Художественный талант одного из прекрасных представителей русской живописи XX столетияБориса Михайловича Кустодиева подарил искусству мир солнечный и радостный, подчеркивающий яркими красками ощущение непреходящего праздника.
[1] http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1221-hudozhnik-kustodiev-biografiya-i-opisanie-kartin.html
[2] Эткинд М. Борис Михайлович Кустодиев. – Л., М.: «Искусство», 1960. - С. 7.
[3] http://virtualrm.spb.ru/ru/node/12245
[4] Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Живопись I половины XX века из собрания НТМИИ: Каталог. – Нижний Тагил, 2004. – 86 с.
[5] Нижнетагильский музей изобразительных искусств. – М.: «Белый город», 2004. – С. 40-41.
Где же находится эта полная тишины и умиротворения «Усадьба»? В каком городе в 1912 году Кустодиев увидев ее - запечатлевает ? В Астрахани, где художник родился и получил первоначальное художественное образование? В окрестностях Петербурга, где он учился в Академии художеств и жил потом до своей смерти в 1927 году? В Костроме, которую так горячо любил? Или в Кинешме, где он собирал материал для своих первых картин и куда почти ежегодно приезжал по дороге в дом-мастерскую «Терем»?
Произведение, отражающее многообразие чувств и настроений художника, могло быть посвящено только родным и любимым его сердцу местам. Возможно, все же, на Волге. Кустодиев из тех людей, для кого берега великой реки не только место, где родился и вырос, но нечто неизмеримо большее, родное, волнующее. «У меня и душа-то по природе астраханка», - написал он в юности. С тех пор и навсегда Волга-матушка, воспетая в народных легендах, песнях и преданиях стала для него символом страны. Символом его родины[2].
Русская усадьба – уникальное явление русской культуры, это целый особый мир с историческими традициями, семейными преданиями, кругом друзей, знакомых. Это духовная крепость, источник душевных сил, воспоминаний. В усадьбу приезжали искать душевного равновесия. Тени липовых аллей располагали к размышлениям, творчеству. Своеобразная архитектура, притягательная прелесть старого сада, парковая скульптура, художественные интерьеры, живопись, библиотеки, сами люди… Неизменной чертой усадеб были парки и пруды. Место, как правило, выбиралось живописное. В центре располагался господский дом в 2-3 этажа, с верандой. Рядом - хозяйственные постройки, кладовые, отдельно размещались кухня, конюшни, псарня, людская. В некоторых усадьбах имелись оранжереи и огороды. Усадьба просуществовала недолго. С середины XIX века наступает ее угасание, запустение[3].
В картине – ощущение безмолвия, одиночества, волнения, вызванное отсутствием людей на поляне, одиночеством этого дома посреди парка. Трехцветный флаг на шпиле ротонды указывает на то, что на момент создания картины здесь уже размещалось государственное или общественное учреждение.
Летний пейзаж исполнен лирического звучания, вместил в себя грусть, и радость. Грусть – от невольных частых разлук с родиной по причине угнетающей болезни, радость – от возможности творческих поездок по городам и селам русской земли
Художник обращается к нехарактерному для себя пейзажному жанру, в рамках которого стремится передать очарование так любимой художником русской провинции и «…пишет залитую неярким полуденным солнцем изумрудно-зеленую лужайку, окруженную раскидистыми деревьями, которые словно театральные кулисы открывают взору небольшой дворянский особняк…»[4]. Работая много в области театрально-декорационного искусства, он словно создает… Театральную сцену! На сцене этого «театра» главный персонаж - яркий белый дом с изящными арками на первом этаже, с балконами и высокой верхней мансардой с округлой зеленой крышей. В этом прослеживается влияние мирискусников, любивших изображать старинные парки со струящимися фонтанами, Арлекинами и Коломбинами[5]. Только здесь они – не вышли еще к зрителю…
Ксения Чиркова, искусствовед
33.6x57.3 mm
Поступление:
1944, от Управления по делам искусствпри Совете Народных комиссаров РСФСР