1833-1886
холст, масло, 81.5x133 см
Поступление:
1959, из Нижнетагильского краеведческого музея
Внизу слева: Л.Каменевъ. 74
О детских годах Льва Каменева известно не многое: родился он в 1833 году в городе Рыльске Курской губернии, в семье небогатого торговца, поступил в Астраханскую гимназию, но не окончил ее, так как отец нуждался в помощнике и взял сына к себе в лавку. Но в 1854 году Каменев, с детства занимавшийся рисованием, все же поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался в пейзажном и перспективном классе под руководством профессора К.И. Рабуса. Большое влияние на художественное развитие Каменева оказал молодой тогда педагог А.К. Саврасов. После окончания училища в 1857 году художник много путешествовал по Европе. В 1869 году ему было присвоено звание академика Императорской Академии художеств. В 1871 году он стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, в которых участвовал вплоть до 1884 года. За свою тридцатилетнюю творческую жизнь Каменев создал значительное количество произведений, хранящихся во многих художественных музеях России. Фактически творческая активность художника пришлась всего на 1860-1870-е годы.
В период поездки по Европе в 1860-х годах Л.Л. Каменев тосковал по родине и писал «…я во сне вижу наше русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и безбрежной далью…» Вернувшись на родину, он продолжает путешествовать, но теперь по России. Постепенно в его пейзажах меняется художественный образ – от монументально-эпических пейзажей он обращается к лирическим. Особенно его привлекают старинные подмосковные усадьбы со своими парками, которые в это время уже постепенно приходят в упадок. В общем запустении звучит лирическая нота ностальгии по утрате ценностей обустроенного дворянского быта, который выступал своеобразным хранителем русской культуры.
В пейзаже «Пруд в парке» золотистый солнечный свет прорывается сквозь густую листву деревьев и падает на темное спокойное зеркало пруда. Небольшие, будто случайные лучи искрятся не только в воде, но и на берегу - зелень листвы деревьев и трав будто сверкает. На первом плане зритель может разглядеть каждую травинку, каждый маленький цветок. Художник детально прописывает и кроны деревьев, меж которыми ярким акцентом звучит светлое небо с легкими белыми облаками.
Дарья Гудкова, искусствовед
81.5x133 mm
Поступление:
1959, из Нижнетагильского краеведческого музея