Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Каменев

Лев
Львович

1833-1886


Пруд в парке

1874


холст, масло, 81.5x133 см
Поступление:

1959, из Нижнетагильского краеведческого музея

Внизу слева: Л.Каменевъ. 74

художник

О детских годах Льва Каменева известно не многое: родился он в 1833 году в городе  Рыльске Курской губернии, в семье небогатого торговца, поступил в Астраханскую гимназию, но не окончил ее, так как отец нуждался в помощнике и взял сына к себе в лавку. Но в 1854 году Каменев, с детства занимавшийся рисованием, все же поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался в пейзажном и перспективном классе под руководством профессора К.И. Рабуса. Большое влияние на художественное развитие Каменева  оказал молодой тогда педагог А.К. Саврасов. После окончания училища в 1857 году художник много путешествовал по Европе. В 1869 году ему было присвоено  звание академика Императорской Академии художеств. В 1871 году он стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, в которых участвовал вплоть до 1884 года. За свою тридцатилетнюю творческую жизнь Каменев создал значительное количество произведений, хранящихся во многих художественных музеях России.  Фактически творческая активность художника пришлась всего на 1860-1870-е годы.  

произведение

В период поездки по Европе в 1860-х годах Л.Л. Каменев тосковал  по родине и писал «…я во сне вижу наше русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и безбрежной далью…» Вернувшись на родину, он продолжает путешествовать, но теперь по России. Постепенно в его пейзажах меняется художественный образот монументально-эпических пейзажей он обращается к лирическим. Особенно его привлекают старинные подмосковные усадьбы со своими парками, которые в это время уже постепенно приходят в упадок.  В общем запустении звучит лирическая нота ностальгии по утрате ценностей обустроенного дворянского быта, который выступал своеобразным хранителем русской культуры. 

детали

В пейзаже «Пруд в парке» золотистый солнечный свет прорывается сквозь густую листву деревьев и падает на темное спокойное зеркало пруда. Небольшие, будто случайные лучи искрятся не только в воде, но и на берегу - зелень  листвы деревьев и трав будто сверкает. На первом плане зритель может разглядеть каждую травинку, каждый маленький цветок. Художник детально прописывает и кроны деревьев, меж которыми ярким акцентом звучит светлое небо с легкими белыми облаками. 

Дарья Гудкова, искусствовед

в других музеях