Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Крылов

Порфирий
Никитич

1902-1990


Портрет художницы Е.С. Абрамовой

1936


холст, масло, 98.5x78.5 см
Поступление:

1946, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР

художник

Один из знаменитой триады художников-карикатуристов Кукрыниксов, Порфирий Крылов родился в Туле в семье потомственных рабочих патронного завода. Художественный дар получил в наследство от деда, который обладал талантом искусного резчика по металлу, украшал ружья, самовары и отца, также умевшего рисовать, лепить. Учился в заводской изостудии под руководством Г.М. Шегаля, затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские.  Уже в довоенное время П.Крылов получил признание как мастер пейзажного и портретного жанров, в которых наиболее полно раскрылось его лирико-поэтическое дарование. Помимо совместной работы с «Кукрыниксами» индивидуально занимался станковой живописью, писал в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, композиции на темы советского быта.  

 

произведение

Уже в 1920-е годы Крылов с равным интересом писал портреты, пейзажи, натюрморты. Мотивы его картин просты, но в этой простоте Крылов открывает ту содержательную тонкую красоту, что составляет прелесть всего сущего, и которую может увидеть только вдумчивый взгляд. Евгения Соломоновна Абрамова, изображенная на картине, советский художник и график -  была лично знакома с художником, т.к. ее муж М.В.Куприянов входил в состав  творческого объединения «Курыниксы», где состоял и П.Н.Крылов.

Евгения Соломоновна и Михаил Васильевич прожили большую и интересную жизнь в искусстве. Соединив свои судьбы  еще во времена учебы во ВХУТЕМАСе, они вместе прошли долгий и увлекательный путь художников, влюбленных в свою профессию. П.Н.Крылов изображает на портрете еще молодую женщину (на момент написания картины ей было всего 28 лет), серьезный взгляд которой уже полон мудрости. Круг общих интеллектуальных  интересов художников был настолько широк, что обмен творческими импульсами в дружеской среде продолжался на протяжении всей жизни. Одним из результатов этого общения стал портрет художницы Е.С.Абрамовой.

детали

В портрете художницы Е.Абрамовой автор стремился  не столько к созданию психологической  характеристики образа, сколько к передаче лирической одухотворенности, состоянию задумчивой созерцательности, в которое погружена молодая женщина. Обобщенная моделировка фигуры Абрамовой сочетается с более тщательной проработкой лица. Мотив отстраненности, замкнутости в себе усиливается и композицией: художница изображена облокотившейся на спинку плетеного кресла, стоящего впереди и словно отгораживающего ее от суеты мира. Тонкий поэтический строй полотна подчеркивается сдержанным серебристо-оливковым  колоритом.

Екатерина Шефер, филолог

в других музеях