1927 г.р.
холст, масло, 220x172 см
Поступление:
1954, от Министерства культуры РСФСР
Справа внизу: Б. Коржевский
В 1950 году молодой художник из Краснодарского края Борис Коржевский оканчивает Московский государственный институт им. В.И. Сурикова, где учился в портретной мастерской академика И. Грабаря и мастерской П. Кончаловского. От своих учителей Б. Коржевский унаследовал интерес к колористическим экспериментам и смелость творческого поиска. Молодой художник в 1952-1954 годах работал в творческой командировке по воссозданию панорамы «Оборона Севастополя». Много времени и сил отдал художник созданию серии произведений по творчеству любимого писателя Владимира Маяковского. Но, все-таки основной темой мастера в творчестве была современность. Особенно нравилось Б. Коржевскому размышлять над жизнью современного города и человека в его пространстве, при чем художнику удалось много путешествовать, он бывал в Италии, Испании, Франции и на Кубе, и везде его интересуют в первую очередь человеческие истории. Б. Коржевский получил высокое звание - Заслуженный художник Российской Федерации и являлся Членом-корреспондентом Российской Академии художеств.
Стремление к созданию больших сюжетных картин было несомненным, а работоспособность и кипучая энергия - значительными. Интересом к современной жизни страны, продиктован и сюжет картины, изображающей всемирно известного химика Николая Дмитриевича Зелинского (1861-1953). Сейчас трудно сказать - была ли картина заказной или Коржевский написал ее по своему желанию, был ли он знаком с ученым или создавал его портрет по фотографии. Многофигурная жанровая картина-портрет была написана за год до ухода из жизни знаменитого академика. В любом случае - это Москва тех лет.
Б. Коржевский на протяжении своего творческого пути не примыкал ни к одному художественному течению, по характеру изображения его произведения могли легко вписаться в неофициальное искусство, но для художника это не было важно, главное было творчество. Коржевский – колорист, он смело экспериментирует с цветом, иногда доходя до декоративности. Его работам также присуща некоторая доля примитивизма в трактовке интерьера, в то время как рисунок человеческих фигур анатомически точен.
Уже в 1955 году картина была приобретена с выставки и передана в музей.
Сюжет картины внешне прост - благодарные ученики Московского государственного университета, провожающие учителя после лекции и не желающие с ним расставаться. Но ощущение неправды не пропадает... Все дело в подчеркнуто господствующих в пространстве символах - огромных белых скульптурных фигурах Ленина и Сталина, симметрично фланкирующих спуск лестницы, а большой живописный портрет М.В. Ломоносова, хотя и расположенный в центре, но в глубине, максимально затемнен. Высокие пролетные арки, колонны, лестница - все призвано продемонстрировать торжество Советского строя. Но вот лица студентов и учителя художнику, обладающему даром портретиста-психолога, действительно удались! А полотно стало целым рассказом-свидетельством о том времени.
Ольга Лебедева, искусствовед
220x172 mm
Поступление:
1954, от Министерства культуры РСФСР