Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Каменев

Лев
Львович

1833-1886


Южный пейзаж

1864


холст, масло, 121x179 см
Поступление:

1945, от Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР

Внизу слева: Л.Каменевъ. 1864. Мюнхенъ

художник

О детских годах Льва Каменева известно не многое: родился он в 1833 году в городе  Рыльске Курской губернии, в семье небогатого торговца, поступил в Астраханскую гимназию, но не окончил ее, так как отец нуждался в помощнике и взял сына к себе в лавку. Но в 1854 году Каменев, с детства занимавшийся рисованием, все же поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался в пейзажном и перспективном классе под руководством профессора К.И. Рабуса. Большое влияние на художественное развитие Каменева  оказал молодой тогда педагог А.К. Саврасов. После окончания училища в 1857 году художник много путешествовал по Европе. В 1869 году ему было присвоено  звание академика Императорской Академии художеств. В 1871 году он стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, в которых участвовал вплоть до 1884 года. За свою тридцатилетнюю творческую жизнь Каменев создал значительное количество произведений, хранящихся во многих художественных музеях России.  Фактически творческая активность художника пришлась всего на 1860-1870-е годы.  

произведение

В 1862 году Общество любителей художеств, в котором состоял художник,  предоставило ему возможность побывать за границей с целью совершенствования мастерства и знакомства с произведениями западных художников. Путешествие он совершал совместно И.И. Шишкиным, направленным в это же время Академией художеств в Германию, а затем в Швейцарию.  Во время этой поездки, по многочисленным этюдам, Л.Л. Каменев и написал «Южный пейзаж». Не будучи академистом по образованию, молодой художник в этом пейзаже следует всем правилам академического построения композиции.  

детали

В «Южном пейзаже» Каменев, используя академическую традицию, делит картину на три плана. Первый план написан предметно, почти весь затемнен. Второй план – это громады безмолвных гор, и третий – грандиозное небо и скалы с заснеженными вершинами, скрытые дымкой тумана, тающего под лучами солнца. Согласно академической традиции в пейзаж включена и бытовая сценка с изображением крестьян, несколько оживляющих композицию. Величественные громадные деревья с пышными кронами создают возвышенно-приподнятый образ природы, господствующей в мире.

Дарья Гудкова, искусствовед

в других музеях