Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Китаев

Ахмед
Ибадуллович


Золотая свадьба. За нашу партию!

1959-1960


холст, масло, 189x300 см
Поступление:

1962, от Министерства культуры РСФСР

На обороте: А. Китаев 59-60 гг. «За нашу партию!» (Золотая свадьба) 

художник

Судьба Ахмеда Китаеваизобилует неожиданными событиями. Родился художник в 1925 году в селе Татарские Юнки Торбеевского района Республики Мордовии, ему исполнилось 5 лет, когда семья была репрессирована и сослана в Сибирь. Но в судьбу мальчика вмешался счастливый случай – он стал победителем Всероссийского конкурса юных художников, затем написал письмо И.В. Сталину о том, что мечтает быть художником и просил помочь, и буквально через несколько недель в поселение Ахмеда приезжает военный, который отправил мальчика в Ленинград в школу-интернат для одаренных детей. В 1945-1950 годах А. Китаев учился в Московском государственном художественном институте им. B.И. Сурикова у К. Максимова и Д. Мочальского, по окончании которого стал активно работать творчески. Он не получал никаких почетных званий, премий, да и не стремился к этому, а, может, сказалось «неблагонадёжное» происхождение. И все же в его биографии есть единственное звание - член Академии художеств СССР. Китаев писал портреты на заказ, которые были востребованы, сюжетные композиции, связанные с его национальными татарскими корнями - в основном, это довольно идиллические картины, которыми автор гордился.

 

произведение

Второе название значительного по замыслу и по размерам полотна А. Китаева «Золотая свадьба», не часто употребляемое, но точно характеризующее свое время - «За нашу партию!». Собравшиеся отметить золотую свадьбу двух стариков стоят вокруг деревенского стола, уставленного нехитрыми яствами. Художник пишет большой, парадный семейный портрет нескольких поколений одной семьи - летопись характеров и историй людей и, по-сути, и целой страны. Но композиционное решение картины - довольно смелое для своего времени: молодая женщина с ребенком на первом плане – изображена спиной к зрителю, главные герои, супруги, отмечающие 50-летний юбилей - помещены в глубь картины, а над ними – икона, специально подсвеченная художником, деталь нетипичная для живописи конца 1950-х годов. Виртуозно до иллюзорности пишет Китаев каждый предмет убранства праздничного стола и нарядов героев. Красивая, эффектная, реалистическая живопись!

Но критики негативно отозвались  о полотне,  показанном на республиканской выставке «Советская Россия» в Москве в 1960 году, с которой произведение  было закуплено Министерством культуры РСФСР и в 1962 году передано музею.

 

детали

Со свойственной живописцу тщательностью прописаны все детали огромного полотна: и портреты родственников, поднявших  стопки за произнесенный тост, и накрытый стол, перспективно уходящий вглубь. За столом собралась большая семья - задорные красавицы-молодухи, герой-генерал, «увенчанный» наградами и ранениями, немолодые соседки-крестьянки и явно заслужившие уважение мужики. Но «главным героем» произведения является стол, уставленный нехитрой едой, на котором с блеском написанные соленые огурцы, блестящие от рассола, мерцающая маслицем нарезанная крупными ломтями квашенная капуста, плавающие в тарелке аппетитные «сопливые»  грузди, источающие аромат моченые яблоки и ягоды, нарезанная тонкими, почти просвечивающими розовыми ломтиками соленая грудинка, и веселые поджаристые пирожки… Все что выращено, собрано и приготовлено своими руками, все со щедростью выставлено на стол! Все пишет художник с неподдельным любованием!  

Ольга Лебедева, искусствовед

в других музеях