1953 г.р.
холст, масло, 130x85 см
Поступление:
1989, от Министерства культуры СССР
В 2013 году Франческа Кирке, известная в Латвии как живописец, график, акварелист, автор инсталляций, кураторвыставок, стала автором дизайна однолатовой монеты «подкова», по мнению латышей, монеты, которая приносит счастье. Остроумная, элегантная , ироничная и при этом необыкновенно талантливая, она в наши дни является одной из центральных фигур современного латвийского искусства… Но, как известно, ничего не случается просто так. С раннего детства творческая атмосфера, царившая в доме, способствовала тому, чтобы Франческа выбрала путь художника. Все члены ее семьи были связаны с искусством. Дед - Франциск Варславан - заметный живописец, один из создателей национальной школы, был примером высокого служения своей профессии. Мать – Вечелла Варславан - художник по костюмам на Рижской киностудии, развивала фантазию дочери музыкой и кино. Ну а отец – Гунар Кирке, ведущий график республики, на своем примере учил дочь трудолюбию и постоянному творческому поиску. Профессиональное образование Франческа получала в художественной школе им. Я.Розенталя, Академии художеств и в мастерской монументальной живописи М.Зариня, который разбудил в ней монументалиста. Трудно представить, что двадцатитрехлетняя Ф. Кирке вместе с сокурсницей, находясь на летней практике, выполнили пятидесятиметровую многофигурную роспись темперой в интерьере совхозного техникума.
Дальше творчество Кирке развивалось стремительно, и с 1976 года она участник многих выставок республиканских, всесоюзных, зарубежных…
1985 год . В Москве открывается XIIВсемирный фестиваль молодежи и студентов из 157 стран мира под девизом «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу». Культурная программа фестиваля была очень широка, от гала-концертов и выставок, коллективной творческой мастерской художников, архитекторов и писателей, до выступления фольклорных и театральных групп, кинопросмотров… По традиции среди всех мероприятий заключительным аккордом стала грандиозная Международная выставка, открывшаяся в Центральном доме художника, в которой приняли участие 237 мастеров из 29 стран. В экспозицию вошли работы, как выполненные мастерами прямо во время фестиваля в коллективной мастерской, так и те, что были созданы привлеченными молодыми художниками, уже имеющими известность в творческой среде, в домашних мастерских. Среди последних оказалась и тридцатидвухлетняя латышская художница Франческа Кирке, получившая заранее уже в 1984 году заказ от Министерства культуры СССР на выполнение работы к фестивальному форуму.
Станковый по размеру живописный диптих «Колыбельная людям» воспринимается как фреска, со свойственным ей переходом от реальных деталей к широким смысловым обобщениям и стремлением обратить людей к общечеловеческим ценностям. Временная протяженность изображаемого не имеет своих границ. Уже в самом названии «Колыбельная людям» автором заложена особая нота общения человеком - это публицистичность, а теплота, душевность, полное доверие, любовь к человеку… В обеих частях - пространство золотофонное , но наполненное разным смысло-состоянием , что достигается ритмическим строем композиции, эмоциональной наполненностью, создаваемой цветовой гаммой. Один и тот же пейзаж: до войны - чистый и ясный, пронизанный миром, любовью; после войны - черный, безжизненный, устрашающий. В первой части - сам образ молодой матери, покоряющий ясностью и тихим и ровным мерцанием внутреннего света, перерастает в символ материнства, душевной чистоты, любви….Во второй части - тот же образ - трагический, наполненный безысходностью, непреходящей болью… И лишь остающийся прежним золотой фон и фигура молодой женщины, носящей ребенка, дают надежду на продолжение рода человеческого, на обретение счастья, покоя, мирного неба на земле…
В обеих частях диптиха «Колыбельная людям» одни и те же герои, существующие в одном и том же пейзаже, золотой фон, тема материнства…
Первая часть, написанная в пастельных тонах, разливающих покой и гармонию, изображает на фоне деревьев и домов, один из которых только строится, молодую мать, присевшую, опираясь на колено, держа на руках младенца, смотрящего на мир. Этот образ сродни образам Мадонн эпохи Возрождения, наполненным покоем и гармонией. За ней молодая женщина, с нежностью смотрящая на эту сцену. Во второй части – на фоне разрушенных домов, обугленной земли, горящего дерева вторящая по иконографии Пьете сцена оплакивания матерью ее погибшего сына, рана которого оказалась смертельной. На коленях безутешной от горя женщины в черном плате и красной юбке, усиливающих траурную ноту, «изломанная» фигура сына-бойца с безвольно поникшей головой. Над ними звучащий набатный колокол - этот звон мы слышим физически… А позади как свеча - фигура молодой носящей ребенка женщины, как надежда на жизнь без войны, на продолжение рода человеческого… Накладные детали, являющиеся часть рамы, не ограничивают пространство, а продлевают его во вне, в первой части, рождая гармоничный мир, любовь, добро, счастья, во второй - через мир разрушенный и сгоревший, уносящий жизнь человека, призывая к защите беззащитных, к обретению понимания, что война - это страх, смерть, боль утрат, разрушение человеческого в человеке.
Лариса Смирных, искусствовед
130x85 mm
Поступление:
1989, от Министерства культуры СССР