Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Неизвестный художник


Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I

первая половина XIX века


холст, масло, 92.7x75.5 см
Поступление:

1944, из Государственного Русского музея

Копия с одноименного портрета В.И. Доу 1841 года Местобытование. Смольный монастырь, Государственный Русский музей

художник

Художник, написавший копию с портрета императрицы Елизаветы Алексеевны, видимо в первой трети XIX века, явно был мастером высокого уровня. Где неизвестный автор мог видеть оригинал английского художника Джорджа Доу - неизвестно. Сам же маэстро Доу (англ. George Dawe), родившийся в 1781 году в Лондоне, работал в 1819-1829 годах в Санкт-Петербурге и внес большой вклад в развитие русской культуры и искусства, войдя в историю как создатель (вместе с В.-А.Голике и А. Поляковым) 329 портретов знаменитой галереи героев – генералов Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце. Окончив Королевскую Академию художеств в Лондоне, он в 1809 году стал членом Академии художеств, а в 1814 году академиком. Путешествуя по Европе в 1819 году, Д.Доу привлек к себе внимание императора Александра I, который и стал заказчиком портретов русских генералов, участвующих в войне с Наполеоном Бонапартом. В 1826 году Доу был приглашен на коронацию Николая I, и в 1828 году был назначен Первым художником Императорского двора, однако в 1829 году был вынужден из-за здоровья вернуться в Англию, где вскоре и скончался. За время жизни в России Д.Доу стал также автором многих портретов высшей знати и членов императорской фамилии. 

произведение

Императрицу Елизавету Алексеевну  писали часто. Данный тип портрета – с чуть склоненной к левому плечу головой на фоне ландшафтного пейзажа, художник Джордж Доу разработал в 1824 году, по крайней мере в ряде источниках указывается, что портрет мог быть написан не позднее 1 января 1825 года. Существует несколько вариантов: поясные - в черном бархатном платье и черной же шляпе со страусиными перьями или же в винно-бардовом платье и таком же по тону бархатном головном уборе с перьями и богатой бриллиантовой диадеме с розовым бриллиантом в середине; в рост – на фоне царскосельского парка в вино-бордовом открытом или синем закрытом платье и соответствующей по тону шляпе. Впоследствии появилось много копий и даже вариаций (Басин «Портрет Елизаветы Алексеевны в трауре»). Многие детали все же остались неизменными – тип платья, украшений, позы, перекинутой через левую руку желто-охристой шали, пейзаж, который несколько варьировался.

Будущая императрица Елизавета Алексеевна родилась 13 января 1779 года в семье маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига в Карлсруе и была названа Луизой-Марией-Августой. Ей не было 14 лет, когда на нее пал выбор императрицы Екатерины II Великой, подыскивающей невесту любимому внуку «своему Александру» и в сентябре 1793 года она стала Великой княгиней. В обществе их считали двумя ангелами, а Г.Р. Державин в оде на свадьбу назвал Амуром и Психеей, настолько прекрасны были молодые супруги. Она была хорошо образована, увлекалась географией, философией, историей, любила чтение. Даже княгиня Е. Дашкова, отличавшаяся бескопромиснностью, тепло отзывалась о Елизавете: «Меня привлекли к ней ум, образование, скромность, приветливость и такт, соединённый с редкой для такой молодой женщины осторожностью», а Н.М. Карамзин, с которым Елизавета сдружилась, считал ее «редкою женщиной». Склонная к тихой семейной жизни, она отличалась необычайной скромностью или, как писала фрейлина княгиня С. А. Мадатова «замечательной самоотверженностью» – несмотря на настояния своего супруга, она вместо положенного императрицам миллиона довольствовалась всего 200.000 рублей, из которых для себя оставляла 15.000 рублей, остальное отдавая на благотворительность. Под её покровительством было училище для сирот - детей офицеров, несколько школ, Царскосельский лицей, она основала Петербургское женское патриотическое общество. Она стремилась вести уединенную жизнь, но в 1812 году Елизавета Алексеевна сумела поддержать впавшего в отчаяние мужа и заняла твердую позицию по вопросам войны с Наполеоном, убежденная, что «чем успешнее Наполеон станет продвигаться вперед, тем меньше ему придется рассчитывать на примирение… Каждый сделанный им шаг по безбрежной России приближает его к пропасти». По своим политическим воззрениям она примыкала решительным сторонникам войны и перенесения ее за границу, была горячей противницей революционной и наполеоновской Франции. Супружеская жизнь ее не сложилась и лишь на склоне лет, когда после 1814 года Император стал быстро терять популярность в обществе, произошло их новое сближение. Своего супруга Императора Александра Павловича Благословенного она пережила его всего на несколько месяцев и скончалась 4 мая 1826 года в городе Белеве, недалеко от Калуги.

           Более распространены поясные портреты императрицы Дж. Доу в красном платье, которые хранятся в Государственном Русском музее, Калужском музее изобразительных искусств; портреты в рост имеются в Государственном Эрмитаже, Государственном музее этнографии, Государственном музее-заповеднике «Царское село». 

детали

Императрица изображена в сорокалетнем возрасте на фоне ландшафтного пейзажа с голубовато-серым с грозовыми облаками небом, с отсветами зари на горизонте. Елизавета Алексеевна одета по моде того времени: черное бархатное платье периода «ампир» имеет высокую талию, присобранный горизонтальными складками лиф, скрепленный золотой вертикальной пряжкой на груди. Оторачивающая лиф лента-пояс желто-коричневого цвета с золотом повторят линию широкого декольте, открывающего шею и плечи, отделанного «бертой» - белым прозрачным кружевом. Маленький пышный рукав «буф» присобран золотыми «пряжками», а низ рукава сделан скорее всего из прозрачного безрисуночного газа-«иллюзион» с манжетами. Тонкий золотой браслет с самоцветами легкой линией и цветом вторит золотистой оторочке платья. Известно, что фамильные драгоценности императоров переходили из поколения в поколение, но фермуар в три нитки крупного жемчуга с крупной овальной застежкой, отделанной жемчужинами, по всей вероятности был изготовлен именно для Елизаветы Алексеевны. Через левую руку императрицы перекинута золотисто-желтая кашемировая шаль, видимо это знаменитая колокольцовская шаль, столь распространенная в высшем обществе именно в первой половине XIX века. Шали эти изготавливались крепостными мастерами ручным способом в имении дворян Колокольцовых в Саратовской губернии из тончайшего козьего пуха и не имели изнанки. Роскошная черная шляпа с высокой тульей и волнообразным бортом, декорирована эспи - тремя большими страусовыми перьями, и прикрывает прическу изображенной - это так называемый «Узел Аполлона», когда завитые в тугие локоны волосы модного каштанового цвета, укладывались высоко на лоб и виски.

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях