1833-1896
холст, масло, 58x42 см
Поступление:
1951, из Нижнетагильского краеведческого музея
История Акима Егоровича Карнеева показательная для разрушения мифа о «жестоком крепостничестве» - были и там светлые примеры. В восемь лет крепостной мальчишка Аким Карнеев был отдан для учебы в сельское приходское училище, где его способности к рисованию заметил учитель и сообщил управляющему палатой Государственных имуществ. Неравнодушный начальник сообщил об этом министру графу Киселеву, который проявил участие в судьбе юноши – дал ему свободу, уволил из сословия государственных крестьян и распорядился поместить его в московское Строгановское училище. В двадцать лет Карнеев поступил в Императорскую Академию художеств, где прилежно учился семь лет, ежегодно получая награды за свои успехи – две золотые и пять серебряных медалей, и добился права на заграничную поездку в качестве пенсионера. Вернувшись в Россию спустя шесть лет, в 1867 году Карнеев за исполненную обязательную картину был удостоен звания академика. В заботе о хлебе насущном последующие 23 года художник расписывал храмы по всей России, за что был удостоен ордена святого Станислава 3-й степени, был приглашен и в команду художников для росписи Храма Христа Спасителя в Москве. В 1867 году Карнеев принял предложение о росписи храма Святого Владимира в Севастополе, да так и остался там навсегда. Сам пройдя через тернии в своем стремлении к образованию, он всей душой старался помочь молодым талантам и открыл в 1882 году южном городе «рисовальную школу для пользы отечественному искусству и помощи тем молодым людям, которые имеют способности и охоту к художествам». Школа была признана Академией, от которой Карнеев получал безвозмездно пособия для учащихся, благодарность и лестные отзывы. Конец его жизни был печальным – подорванное тяжелых условиях на росписях храмов здоровье, паралич и ранняя смерть. И семья без средств к существованию с мизерной пенсией. Карнеева даже не был поощрен за роспись храма, хотя награды получили все. Через год после смерти художника закрылась и школа….
[i] В феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
В 1861 году, в год отмены в России крепостного права, Аким Карнеев как один из лучших учеников Академии художеств едет в Европу в заграничную пенсионерскую поездку, о которой мечтал каждый ученик прославленного учебного заведения! Крестьянский юноша, и вдруг – Европа! Карнеев уже не крепостной, но хорошо помнит сельскую жизнь. Денег на проживание Академия художеств дает немного, но все же при умеренности хватило даже на поездки в Париж, Лондон, Люксембург и Рим.
Солнечный Рим! Воздух, природа, необычайная свобода пьянят вчерашнего студента, но Карнеев как художник ответственен – он понимает, что должен написать такую картину, которая будет говорить о современных проблемах и в то же время будет признана руководством Академии художеств! Спустя шесть лет А. Карнеев представил картину «Неравный брак», на которую А. Карнеев был произведен в академики. Эта картина стала лучшим произведением в творчестве художника.
К созданию жанровой картины на такую тему Акима Карнеева сподвигла сама острота вопроса бесправности положения женщин и девушек-бесприданиц в обществе. Тема неравного брака волновала многих русских художников с конца 1840-х годов – П.Федотов, В. Маковский, Ф.Журавлев писали картины о несчастной судьбе девушек, вынужденных из-за материальной заинтересованности родственников выходить замуж не по любви. Самой известной стала картина «Неравный брак», созданная Василием Пукиревым в 1862[i] году. Кто знает, быть может, Акимову рассказал об этом нашумевшем в русском обществе шедевре кто-нибудь из собратьев по искусству, приехавший в Рим? В любом случае, бродивший по улицам и улочкам вечного города художник не раз видел выходившую из церкви после церемонии венчания свадебную процессию. Быть может, не единожды он видел и пары, неравные по положению. Но в картине А. Карнеева нет той сильной экспрессии, что в работе В. Пукирева, хотя она по-академически композиционно грамотна, колористически богата. Не зря картина имеет второе название - «Выход новобрачных из церкви в Риме».
Картину и этюды к ней А. Карнеев писал непосредственно в Риме. В них столько сияния южного солнца! Стайка девушек из толпы, которые изображены в этюде из коллекции музея, по замыслу художника, должны быть на первом плане и оживленно обсуждать наряд новобрачной, саму свадебную церемонию. Их живое участие в этюде, быть может, и неочевидно, но в картине – сценка становиться убедительной.
Само произведение «Неравный брак. Выход новобрачных из церкви в Риме» 1866, 51,5х67,2, храниться в Государственной Третьяковской галерее. Эскиз к картине в Государственном Русском музее.
Возможно есть этюды и в других музеях – предлагаем коллегам-музейщикам «собрать» все подготовительные работы вместе!
Небольшой этюд весь напоен солнцем, делающий белые ткани одежд гостей свадьбы ослепительно свежими, а цветные сочными и яркими. Густые сочные тени усиливают ощущение солнца. Три девушки, написанные со спины, женщина, смотрящая вдаль из под руки, мужчина в шляпе и выглядывающий мальчишка в соломенной шляпе написаны именно так, как они затем войдут в большую картину. Лишь небольшие детали сменил художник при переносе композиции этюда в картину – немного большей экспрессии придал движению мальчишки, цвет платка и платья с синего на зелено-бирюзовый у девушки в центре.
Елена Ильина, искусствовед
58x42 mm
Поступление:
1951, из Нижнетагильского краеведческого музея