1947 г.р.
бумага, гуашь, 59.7x49.7 см
Поступление:
2009, в дар от автора А.И. Зинштейна, Санкт-Петербург
Несмотря на возраст и продолжительную творческую биографию петербургский художник Арон Зинштейн так и остался «на уровне наивного детского рисования»! А все потому, что именно в этой манере - непосредственной и свободной, с «упрощенной» формой и сочно-замешанной цветовой массой - создаются его удивительные произведения. В самую пору становления, в начале 1980-х годов, собственно из-за этого «примитивного рисования», не подчиняющегося официальным нормам и правилам, автора на протяжении семи лет не зачисляли в Ленинградское отделение Союза художников, а работы не брали на выставки. «Неопровержимым» аргументом однажды для комиссии было: «Почему под коровой нет тени?». Но судьба вознаградила Арона Зинштейна за верность самому себе, и сегодня он - известный и успешный художник, называемый даже «русским Матиссом».
А началось все в Нижнем Тагиле, где и родился автор. Здесь он занимался рисованием во Дворце культуры им.И.В. Окунева в студии А.И. Нестерова, потом получил свое первое специальное образование в Уральском училище прикладного искусства (ныне Уральский колледж прикладного искусства и дизайна (филиал) "Московская государственная художествнено-промышленная академия им. С.Г. Строганова"). Позднее, в 1972 году А. Зинштейн поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, после окончания которого так и остался в северной столице. Город Петра уже «не отпускал», став, конечно, одной из главных тем в творчестве. Что еще интересует А. Зинштейна как художника? Да все, что попадает в поле зрения, обычные, каждодневные «мелочи», из которых и состоит сама жизнь, которые и наполняют ее смыслом. При этом автор никогда не дает оценки изображенному, он просто констатирует сам факт происходящего. Зафиксированный как кадр, всегда легкий, незамысловатый сюжет, меняет свое обыденное значение, становясь вдруг непреходящим, извечным, памятным...
Особое место в творчестве Арона Зинштейна занимает жанр портрета. Даже случайный прохожий совершенно неизвестный автору, но чем-либо обративший на себя пытливый взор художника, не предполагая того, может стать героем его работы и неожиданно встретить свое изображение где-нибудь на вернисаже. Что уж говорить про людей из близкого окружения А.Зинштейна - о членах семьи, друзьях, хороших знакомых, которым сама судьба уготовила шанс быть «нарисованными»! Так стала «моделью» и дочь известного петербургского художника Анатолия Заславского Лиза-Мария, когда ей было 7 лет. С ее отцом Арон Зинштейн знаком с 1980 года, и они не просто коллеги «по цеху», но давнишние, хорошие друзья и единомышленники, которые «спелись» по жизни и в прямом и переносном смысле. Однажды художник «подметил» занятую творчеством дочь своего товарища и сделал набросок (он обычно всегда так делает), а потом родилось исполненное в гуаши произведение «Лиза-Мария рисует».
Девочка, одетая в фартук, защищающий одежду от краски, склонилась над огромным планшетом и так увлечена действом, что не замечает ничего вокруг. Правда эту работу, как и другие с изображениями людей, «трудно» назвать портретом… в том смысле, что от «чистого» портрета практически ничего и нет, герои - безлики! Но отсутствие глаз, носа, рта или скрывающий лицо неожиданный ракурс вполоборота, а то и со спины нисколько не умаляет ценности работы, поскольку изображенная на ней персона угадывается очень легко - посредством точного абриса, прически, жеста. В этой работе, впрочем, как и всегда, письмо настолько свободное, что автор «не мешает» водной краске «рисовать» самой, давая ей возможность свободно стекать по плоскости листа.
Работа А.Зинштейна «Лиза-Мария» в собрании музея оказалась не случайно. В 2009 году художник проводил здесь, на своей малой родине большую выставку «Жизнь как она есть…». Из 75 произведений 18 были с щедростью преподнесены автором в дар, среди них была и работа «Лиза-Мария рисует». Сейчас героине этого произведения 16 лет, она учится в школе, и художницей быть не мечтает, но с искусством ее жизнь все же связана – девушка занимается пением и музыкой – играет на банджо и гитаре. И кто знает, быть может, судьбой ей уготована значительная творческая биография, свидетелями зарождения которой благодаря Арону Зинштейну невольно стали мы, а теперь и вы!
Мария Комарова, искусствовед
59.7x49.7 mm
Поступление:
2009, в дар от автора А.И. Зинштейна, Санкт-Петербург