Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Зарубин

Виктор
Иванович


Женщины-рыбачки

1893-1896


масло, дерево, 18.1x23.6 см
Поступление:

1959, от Министерства культуры РСФСР

художник

Имя Виктора Ивановича Зарубина мало кому известно, в то время как он был одним из самых многообещающих  куинджинистов. Путь его в искусство не был простым. Родившийся в семье известного харьковского профессора, он, вероятно по настоянию родителей, в 1893 году окончил физико-математический факультет Харьковского университета. Одновременно он работал чиновником особых поручений в Казенной палате и, мечтая быть художником, посещал студию. Влюбившись в бедную девушку, Зарубин вышел в отставку и в 1893 году бежал с ней в Париж, где они обвенчались.  Три года он жил во Франции и занимался в Академии Жюлиана. Первая выставленная Зарубиным картина в Парижском Салоне была продана в первый день. Затем художник вернулся в Санкт-Петербург и стал посещать мастерскую А.И. Куинджи в Императорской Академии художеств[i].  Зарубин останется верен учителю и впоследствии будет много работать в фонде Куинджи.  Он останется верным пейзажу, но создавал и небольшие сюжетные сценки. И все же, несмотря на то, что картины Зарубина находятся во многих музеях России, открытие его творчества пока еще не состоялось.

 

[i] . В 1900-1910-х В.И. Зарубин выполнял обязанности секретаря Общества поощрения художеств, был членом общества «Мюссаровские понедельники». В 1909 был удостоен звания академика. Член с 1916 и экспонент с 1915 Товарищества Передвижных художественных выставок, Общества русских акварелистов, Общины художников  с 1921, Ассоциации художников Революционной России в 1925, 1926, Общества художников им. А. И. Куинджи в 1926-1928.  

 

произведение

В Нормандию Зарубин влюбился раз и навсегда. Жизнь в Париже была дорогой, а здесь, всего в нескольких часах езды из Парижа на северо-запад на побережье Ла-Манша, они с молодой женой могли жить скромно, и в то же время средств хватало и на уроки живописи в популярной частной Академии Родольфо Жюлиана. Его пленили теплые и влажные зимы, сам уклад жизни, небольшие деревенские церкви, каменные дома…, то особое скромное очарование этих земель, в котором все так прочно и вечно. Зарубин много бродил по берегу морского пролива, по улочкам, засаженным тиссом, делал зарисовки и многочисленные этюды, а затем почти всю жизнь возвращался мыслью к пленившим его пейзажам и незамысловатым сценкам из жизни. Но писал – женщин, жен рыбаков и моряков, их непростую жизнь… Ожидание мужей из плаванья, сбор креветок, посещение мессы… Они всегда вместе, закутанные в теплые шали от холодных морских ветров. Как и другие нормандские картины Зарубина, работа «Женщины-рыбачки» это пейзаж, в который автор включает стаффажные фигурки. Так художник накопил богатый материал и затем, уже живя в России, все возвращался и возвращался к этим мотивам. По меткому замечанию художника А. Рылова, «...он долго не мог писать ничего, кроме бретонских женщин в белых чепцах...». Но этот пейзаж написан Зарубиным в Нормандии, где он бывал в 1893-1896 и в 1898 годах. В передаче воздушной среды проявилось увлечение художника импрессионизмом. Живя во Франции в это время невозможно было не увлечься этим великим направлением.

детали

Там вдали, куда смотрят  жены рыбаков, только полоска моря, сегодня пустынного… Четыре женщины в белых чепцах, закутанные в теплые шали, оставив на время свои нехитрые занятия,  стоят у парапета и смотрят вдаль... Они словно стайка птиц…  Несколькими мазками художник создает характерные силуэты, органично помещая их в узнаваемый пейзаж Нормандии. Главным автор делает холодное небо, несущее всю смысловую нагрузку. Стена старого нормандского каменного дома, замыкающая композицию, придает ощущение вечности и незыблемости происходящего.

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях