холст, масло, 44.5x35.5 см
Поступление:
1944, из Государственного Русского музея
Копия с оригинала Т. Неффа Местобытование. Государственный Русский музей
Единственное, что можно сказать о неизвестном художнике – то, что он жил во второй четверти-середине XIX века, явно в Санкт-Петербурге и имел возможность копировать произведения. Копиист он был хороший, поскольку качество живописи достаточно высокого уровня.
Определить героиню небольшого произведения, поступившего среди первых 44 работ в коллекцию музея в 1944 году, долгое время было невозможно. Первое предположение о том, кто мог быть изображен на портрете, выдвинула в 2003 году научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель британской живописи Елизавета Павловна Ренне, «узнавшая» в изображенной на портрете женщине Великую княгиню Елену Павловну. Среди многих портретов Великой княгини было и произведение, написанное известным портретистом и историческим живописцем Тимофеем Неффом, местонахождение которого сегодня неизвестно, но который экспонировался в 1836 году в Санкт-Петербургской Академии художеств на осенней выставке. Сохранились описания реакции публики на портрет, которая «…при положительной оценке портрета августейшей особы отметила в нем присутствие анатомических ошибок…». Возможно, копийный портрет из музея выполнен неизвестным художником именно с этого образца.
Урожденная принцесса Вюртенбергская Фредерика-Шарлотта-Мария (1806-1873) приехала в Россию в качестве невесты Великого князя Михаила Павловича и стала одной из самых заметных фигур императорской фамилии. Сподвижница и вдохновительница императора Александра II в деле реформ 1861 года, она сыграла решающую роль во многих исторически судьбоносных и важных делах России, способствуя развитию науки, искусства, музыки, медицины, филологических и естественно-научных исследований. Именно она стала главным аранжировщиком интерьеров Михайловского дворца, «…дала деньги Иванову на перевоз картины «Явление Христа народу» и снятие с нее фотографии, что тогда было очень дорого». Часто проводила в Михайловском дворце музыкальные вечера, что «…способствовало организации Русского Музыкального общества и его органа – консерватории…», первым выпускником которой стан Антон Рубинштейн. Хлопотала об учреждении медали, которая выдавалась бы за лучшие сочинения о хозяйстве России, финансировала издание пятитомного труда по истории тюркских наречий академика Радлова. Управляя с двадцати лет Повивальным и Медицинскими институтами, она организовала детские приюты и основала Кресто-Воздвижескую общину сестер милосердия, ставшую, по сути, первым Обществом Красного Креста в мире. Деяния великой княгини Елены Павловны для пользы России можно перечислять долго.
Нежный овал молодого лица, слегка насмешливый взгляд, легкая полуулыбка, точеные плечи, словно алебастровый лоб и тающий алой зарей румянец создают образ дамы высшего света. Едва заметные модуляции цветового тона передают ощущение естественной и живой плоти. Самый яркий свет высвечивает лицо, кисти рук героини, здесь же в контрасте с самыми освещенными участками располагаются и самые глубокие тени, усиливающие объемность изображения. Замыкая пространство, художник усиливает репрезентативность портрета. Дама изображена в модном для 1830-х годов платье с чрезвычайно широкими, буквально «вздутыми» буфами, которые назывались «бараний окорок», усиливающими покатую линию обнаженных низким декольте плеч и акцентируют талию. Прическа дамы (как тогда говорили «куафюра»), близка к модной тогда прическе «а-ля Малибран», названной в честь знаменитой французской певицы Марии Молибран: волосы, разделенные пробором от уха до уха, уложены в косы над ушами, а сзади убраны в высокий пучок.
Елена Ильина, искусствовед
44.5x35.5 mm
Поступление:
1944, из Государственного Русского музея