Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Дюков

Андрей
Владимирович


Лыжники

1988


холст, масло, 25.9x31.9 см
Поступление:

1990, от Министерства культуры РСФСР

художник

Андрей Дюков всегда стремился быть свободным в творчестве, смелым в своих поступках и решениях… Так в 1963 году он вошел в число студентов Московского художественного института, не побоявшихся поменять своего преподавателя, которого называли «не иначе как убийца талантов», и перейти с факультета станковой живописи на факультет театрального искусства, где более свободно «дышалось». Но до этого в 1961 тогда еще начинающий студент стал самостоятельно заниматься коллажем, на создание которого его подвигли кубистические работы П. Пикассо, увиденные в Эрмитаже. Уже на факультете театрального искусства увлечение коллажем постепенно переросло в тяготении к созданию ассамбляжей[1] и объектов, которые сам художник именовал «Хлам-арт». Они позволяли Дюкову постоянно экспериментировать, собирая композиции из различных предметов, которые вдруг обретали новый смысл. Но в конце 1960-х художник становится живописцем, ища новые пути воплощения своих идей.

Колорист по призванию Андрей Дюков главным в своих картинах сделал цвет - напряженный, глубокий, чистый, которым решается любой сюжет. Он работает с цветом смело и свободно. Еще одной особенностью работ художника стал экспрессивно-мощный живописный строй, обладающий повышенной эмоциональностью.

 

 


[1] Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами)

произведение

Зима… В один из воскресных дней художник отравился на лыжную прогулку… Ослепительно белый склон горы… Но чисто белого цвета в композиции нет вообще, как нет его и в природе. В этой картине, впрочем как и в других работах Дюкова, несомненно влияние фовизма, отличающегося яркостью цвета и упрощением форм. Красочные пятна желтые, голубые, красные, зелёные синие, изысканно бледно-розовые, как разработанные в оттенках, так и яркие локальные, формируют не столько изобразительные элементы, сколько само пространство холста, состояние яркого солнечного зимнего дня… То, что изобразил художник, нельзя передать, не увидя этого своими глазами и не пережив ощущение радости и восторга, от общения с природой, от свежего воздуха, яркого солнца, от красоты сущего мира… Восторг в природе, восторг в душах людей …

 Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы

 

детали

Фрагмент необозримого склона горы с бегущими вдали линиями лыжни, наполненного лыжниками, движущимися с экспрессией вверх и вниз. Преобразованные автором фигурки, формируемые одним или двумя цветовыми пятнами, наполняют пейзаж экспрессией. К первому плану, не вмещаясь в плоскость картины, приближена пара лыжников - мужчины и женщины в широком движении, нога в ногу, поднимающихся по склону. В их фигурах много белого, с акцентами чистых желтого и ярко-красного - лыжи, гольфы, лицо и шапочка, разбавленного голубого…

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях