Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Дудник

Степан
Иудович

1914-1996


Пушкин в гостях у цыган

1987


холст, масло, x см
Поступление:

1990, от Министерства культуры РСФСР

художник

Судьба художника Степана Иудовича Дудника (Илья Александрович Мичри – настоящее мимя художника, жившего потом по чужим документам, правда Иудович поменял на Ильич) настолько удивительна, что достойна стать увлекательным темой для романа или сценарием для фильма. Много перипетий случилось на его жизненном пути.

Дудник родился в Евпатории в 1914 году, в раннем возрасте он потерял и отца, и мать, его вместе с сестрой определи к тетке, жившей в Феодосию , которая тоже вскоре умерла. Дети остались одни и выживали с помощью соседей. Во время гражданской войны шестилетний Степан был настолько самостоятельным, что подрядился рисовать деньги для располагавшейся в Крыму Армии Врангеля, которые потом печатали.  Некоторое время воспитывался в детском доме, из которого сбежал. И опять бродяжничал, пока в 1930 году не был осужден и не направлен на исправительные работы на строительство Беломорского канала. По его словам это был самый тяжелый период в его жизни - жили в палатках, приходилось возить камни на тачках, корчевать пни, прокладывать трассу в горных породах… Тяжелая работа изнуряла, и его единственной отдушиной оставалось рисование, которому подросток уделял каждую свободную минуту (еще стал специалистом по татуировкам). Дальнейшую его судьбу предопределил случай. На слете ударников - «каналармейцев » он познакомился с начальником лагаря С.Г. Фириным , который узнав, что он хорошо рисует, сказал – «Будешь учиться». В это время стройку посетил А.М. Горький и известный фотограф А.Родченко. Горький заметил юношу, а снимки были размещены в центральной прессе. Фирин же поспособствовал, чтобы Дуднику выдали справку, что он «имеет право жить на всей территории СССР», отвез его в Москву и отвел к Горькому. В 1934 году состоялось желанное поступление в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, и Горький, помогший юноше найти себя в жизни, назначил ему стипендию, которую он получал от секретаря писателя. Учиться без специальной подготовки ему было непроста, но желание и воля сделали свое дело – через девять лет в 1943 он с отличием заканчивает институт – его дипломная работа – «25 октября 1917года» была признана блестящей, а затем и аспирантуру. Портреты, пейзажи, исторические и сюжетные картины, которые он писал всю жизнь, обладали своим своеобразиям.

  

произведение

В 1987 году в преддверии 190-летия А.М. Пушкина Дудник пишет картину «Пушкин в гостях у цыган», приобретенную Министерством культуры РСФСР с выставки, посвященной великому поэту. Если говорить о сюжетной картине, то Пушкина изображают в различных ситуациях, но редко кто в связи с цыганами, с которыми поэт имел встречи, которых любил и почитал как особый вольный и свободный народ. Дудник о цыганах тоже знал не понаслышке - в детстве он познакомился с цыганским бароном, который подкармливал его и учил, как надо жить. Так все сложилось к тому, чтобы появилась картина «Пушкине в гостях у цыган». Во время кишинёвской ссылки, куда Пушкин был сослан «из-за несовместимости содержания его стихотворений со статусом государственного чиновника», он водит с цыганами дружбу «пляшет под цыганскую музыку и, однажды исчезает на несколько дней, кочуя с табором по Буджакской степи Бессарабии». Сопоставив известные разновременные факты, Дудник совмещает их на полотне… Картина изображает драматический момент в жизни поэта, когда цыганка предсказывает ему: «что его убьет на дуэли бондин» - именно это предсказание Пушкин услышал еще в юности и по-настоящему верил в него всю жизнь. Дудник создает романтически-напряженную композицию, действие которой разворачивает прямо на глазах у зрителя – на авансцене два главных героя – справа впереди - поэт в строгом сюртуке (или фраке), повернувший голову на предсказательницу, слева - чуть в глубина цыганка в нарядных одежах, дополненных цветистой шалью, разложившая карты… Судьба поэта, застывшего в некоем напряжении, предопределена. Пространство картины таинственно-ассоциативно, подернуто флером времени, воспоминаний, чувств…

  

детали

Встреча Пушкина с цыганами происходит в цыганском шатре, купол которого срезан верхним краем композиции. Контуры изображённых, объединенные неспешным ритмом, словно плавятся, сливаясь с общим пространством. В глубине картины три поколения женщин – молодая мать, кормящая грудью младенца, умудренная жизнью старуха и полнокровная женщина средних лет. Все они наблюдают за происходящим…  Лишь поющий и играющий на гитаре бородатый цыган, страдающий о своем, занят самим собой… 

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях