Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Девятов

Михаил
Михайлович


Портрет артиста Евгения Урбанского

1963


бумага, уголь, 64.6x44 см
Поступление:

1967, от Министерства культуры РСФСР

На обороте слева вверху: Художник М.Девятовов. Ленинград 1928 рожд. Портрет артиста Евгения Урбанского 1963 г. (бумага, уголь) разм 45 смх65 см

художник

Моделями для живописных и графических работ Михаила Михайловича Девятова часто становились известные люди, что не удивительно. Один из видных художников Ленинграда,  Заслуженный деятель искусств, кандидат искусствоведения, профессор, блестящий рисовальщик и живописец, он более тридцати лет «руководил мастерской реставрации живописи Института имени И.Е.Репина, читал фундаментальный курс лекций по технике живописи старых мастеров. Он подготовил не одно поколение высокопрофессиональных художников-реставраторов, ныне работающих во многих музеях нашей страны и за рубежом». Но не только многочисленные регалии и видное социальное положение помогали художнику выбирать модели. Ему редко отказывали во многом и благодаря тому, что он большое внимание уделял созданию целостного образа портретируемого героя, остроте психологических характеристик и выразительности художественного языка. Михаил Девятов - российский советский художник, реставратор и педагог, профессор Института имени И.Е. Репина, член Санкт-Петербургского Союза художников. В далекие послевоенные годы М.М. Девятов, окончив  Свердловское художественное училище, отправился в Санкт-Петербург, где в 1955 году стал выпускником Академии Художеств. Ученик В.М. Орешникова. Михаил Михайлович один из инициаторов создания в рамках Союза художников самостоятельной Секции реставрации и с 1992 по 2006 был ее бессменным председателем. Графические работы М.Девятова всегда отличались особой техникой исполнения, придающей им живописное начало и колорит, что обусловлено мастерством художника и его глубокими познаниями в живописи. 

 

произведение

Один из многочисленных портретов значимых для истории и культуры России лиц, созданных Девятовым  – портрет Е.Я. Урбанского. Удивительный актер, чей талант ярко осветил Советское киноискусство. Талантливый и обаятельный, каждый фильм с его участием  становился событием, которого ждали все. Роли  любимого актёра волновали сердца и души не одного поколения советских людей. Настоящий мужчина на экране: сильный, храбрый, умный! Такой же образ создает и художник. Портрет написан в то время, когда актер находился в зените своей славы, и всего за два года до смерти. Художник подчеркивает мужественность актера, его сосредоточенный, волевой взгляд. Вероятнее всего, рисунок создавался с натуры, но никаких сведений или воспоминаний современников о встрече художника с актером, к сожалению, обнаружить не удалось.

Евгений Яковлевич Урбанский на  момент создания портрета уже был известен  по таким фильмам, как «Коммунист»  (1957), «Баллада о солдате»  (1959) и «Неотправленное письмо»(1959).  С успехом фильма «Коммунист» к молодому актеру пришла настоящая слава. Люди стали узнавать его на улице, просить автографы. В фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» ему досталась роль безымянного инвалида, которого герой фильма Алеша Скворцов, сыгранный Владимиром Ивашовым, случайно встречает на вокзале. М.М.Девятов в 1963 году создает графический портрет успешного состоявшегося актера, мастера своего дела. Однако уже через 2 года Е. Урбанский  трагически погибает (в октябре 1965 года) на съемках фильма «Директор». Все рискованные трюки в картине актер исполнял сам, хотя у него и был постоянный дублер - спортсмен Юрий Каменцев. По факту гибели известного актера проводилось следствие. Все списали на несчастный случай. Но Госкино ввело строжайшее распоряжение - актерам в трюках не участвовать. После этой трагедии в Советском Союзе фактически появился цех профессиональных каскадеров.    Портрет передаёт не только внешнее сходство, он раскрывает внутренний мир человека. Как известно, актер был,  действительно, очень скромным и немногословным, не считал себя кем-то выдающимся, откровенно стеснялся своей славы. Природная скромность и застенчивость не помешали актеру навсегда остаться в памяти многих людей, почитателей его таланта, блистательным актером и незаурядной личностью. Особым живописным исполнением отличается графическая работа М. Девятова. Портрет Е. Урбанского создан художником в 1963 году, за два года до смерти артиста.

Однако уже здесь художник интуитивно  угадывает нотки печали и трагедийности в лице портретируемого. Евгений Урбанский изображен художником в состоянии сосредоточенности и молчания.  Точными штрихами угля будто вылеплено из гипса лицо актера, смотрящего вглубь себя с затаенной грустью.

 

детали

Крупно взятая голова заполняет все пространство листа. Детально и кропотливо художник работает над выражением глаз актера - чуть сдвинутые брови и направление взгляда говорит о глубоком раздумье, в котором пребывает Урбанский.  Но в тоже время зритель чувствует острое напряжение, исходящее от него. Он весь – как сжатая пружина – еще мгновение и это состояние сменится активным движением, в его глазах и напряженных скулах уже считывается решительность и готовность к действию. Кратковременность этого момента художник подчеркивает быстрыми, энергичными и размашистыми штрихами в рисунке шеи и головы с крупными завитками волос.

Дарья Гудкова, искусствовед

Екатерина Шефер, филолог

в других музеях