Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Давыдов

Борис
Иванович


Лето в деревне

1970-е начало- не позднее 1974


холст, масло, 46x64 см
Поступление:

1974, от Министерства культуры РСФСР

Слева внизу: БДавыдов 

художник

2001 год - Саратов … В музее Павла Кузнецова открылась выставка живописных работ Бориса Давыдова, на которой представлено 30 работ художника - натюрмортов, пейзажей , портретов… В том же 2001 году Борис Давыдов переехал жить в Германию, но забыть родные места ему никак не удается, и поэтому он так часто возвращается к себе домой - в Саратов, на Волгу… «Я, разумеется, был и продолжаю быть саратовским художником со всеми впитанными традициями, воспоминаниями, багажом знаний, полученными в Саратове. Жизнь в Германии только ещё более усилила эти качества …» Борис Давыдов, никак не соглашавшийся следовать мифологемам ангажированного и идеологизированного искусства соцреализма, с самого начала определил в собственном творчестве важную черту - включение изображаемого им жизненного эпизода «в ряд бесконечно длящегося потока бытия». Увлечённый изображением реального быта обычного человека с его будничными заботами, художник в начале творчества (конец 1950-х-1960-е) работает с городской прозой, но уже в 1970-е переориентирует свой интерес, обратившись к деревенской тематике. Более поздний период творчества Давыдова (кон. 1970-х-начало 1980-х) называют активным временем исканий, когда он обращается и к американскому «риджионализму» https://ru.wikipedia.org/wiki/Риджионализм, и к гиперреализму https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиперреализ. Об этом времени художественный критик Е.И. Водонос пишет: «Давыдову свойственно обостренное чувство своей эпохи. Он видит в бесчисленных мелочах и подробностях существенные ее приметы. Его заботит передача самой атмосферы сегодняшнего бытования простых людей… Трезво-прозаическое … искусство Давыдова глубоко поэтично по чувству».

 

 

 

 

  

 

произведение

Давыдов ценит каждый миг повседневной жизни человека. Картина «Лето в деревне» своим документализмом и простотой композиции напоминает фотографию, несколько «приправленную» долей наива, смягчающего резкость изображения. Главным средством выражения автор выбирает подробный рисунок, ведя рассказ не только о том, чем занимаются жители этой местности, но о самой неповторимой атмосфере времени. Бесстрастная гладкость поверхности холста, почти монохромный скромный колорит лишают картину эмоциональности. Но за кажущимся холодком документальности стоит и лиризм художника, связанный с выражением народного мироощущения, и глубокий смысл, наделяющий особой значимостью простые повседневные дела сельчан, во многом определяющие извечный смысл их бытия.

детали

Летний пейзаж с изображением сельских угодий - простирающаяся до горизонта равнинная поверхность земли, местами засеянная, местами отдыхающая - покрытая невысокой травой, в самом далеке с узкой желтой полосой созревших озимых. На перднем плане - маленькая всматривающаяся вдаль светловолосая девочка в сереньком с геометризированными розетками платье, стоящая в поле подле дороги, пересекающей картину вдоль. На втором плане по другую сторону дороги: слева - деревянные строения – вытянутый амбар, деревянный под двускатной крышей дом, справа – два мирно пасущихся бычка. На поле - то здесь, то там, глубокие колеи, оставленные тяжелым автотранспортом. Небо высокое ровное, светло-голубое, без движения… Лишь легкий ветерок играет волосами девочки. Полная идиллия, тишина… 

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях