Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Данилин

Николай
Николаевич

1925-1999


Страдная пора. Сенокос

1959


холст, масло, 87x235 см
Поступление:

художник

Николай Николаевич Данилин родился в деревне Баловнево Липецкой области в 1925 году и крестьянское происхождение во многом определило круг сюжетов для творчества. Во время коллективизации семья Данилиных перебирается в город, в Подольск, где мальчик впервые знакомится с изобразительной грамотой, начиная посещать студию в Доме пионеров, мечтает поступить в художественное училище в Москве. Мечта сбылась! В 1949 году Николай Данилин закончил Московское художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) по специальности альфрейно-монументальной живописи. Сразу после окончания училища художник начал участвовать в больших выставках и стал одним из организаторов Товарищества подольских художников. Уже в 1951 году Данилина принимают в члены Союза художников СССР. Главной темой ранних произведений Н. Данилина стало изображение жизни колхозной деревни. Первые произведения Н.Н. Данилина на крестьянскую тему, основываются еще на детских воспоминаниях и впечатлениях, может от этого в них много искреннего, здорового задора в изображении трудовых деревенских будней. В последующие годы художник будет меньше работать в области сюжетной картины, тем не менее, не изменяя основной направленности творчества – изображения любимой и родной сердцу деревни.

 

произведение

Почти все ранние произведения художника, посвященные жизни села, были приобретены для разных музеев, чему в первую очередь способствовал популярный сюжет. Картина «Сенокос. Страдная пора», написанная в 1959 году в период «оттепели», весьма показательна для этого периода. Звонкая и радостная она раскрывает поэтику коллективного труда. Сама тема, да и ее трактовка вполне укладывается в рамки социалистического реализма, что обеспечило популярность художнику. Но не стоит клеймить художника конъюнктурой. Всей душой Данилин принадлежал деревне, только там находил он истинную поэзию, гармоничную красоту человеческих чувств. Может быть потому картина не воспринимается фальшью, а напротив завораживает, захватывает своей оптимистической динамичностью, живостью образов. Это не просто счастливые воспоминания художника, нет, это его мечта, ведь семья Данилина испытала на себе трагедию деревни – коллективизацию, а это – голод, покинутый родной дом, бесприютность городской жизни, унизительная бедность. Живописец стремился сохранить родную сердцу деревню хоть на холсте.

 

детали

Сюжет картины прост – бригада колхозниц собирает сено в стога. И все здесь прекрасно, и дышит жизнью – жаркий летний день, зелень полей, веселые, здоровые женщины, работающие с задором и энтузиазмом. И как картина хороша по живописи! Зеленовато-охристые и серебристо-серые тона с ударами синего и блекло-розового создают красивый колорит, а свежесть и яркий солнечный свет, глубокие тени раскрывают любовь автора к пленэрным задачам. Динамика композиции, сильные движения этих прекрасных в своей исконно земной силе женщин рождают чувство безграничного счастья бытия, жизни на этой земле.

Ольга Лебедева, искусствовед

 

 

в других музеях