Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Греку

Михаил
Григорьевич


Мальчик с быками. Часть первая из триптиха «В белом, черном и желтом»

1987


холст, масло, 120x130.2 см
Поступление:

1991, от Министерства культуры СССР

На обороте вверху: слева - Бэятуч  ку Боий  1987 II;

справа - I часть Мальчик с быками  1987  М.Греку

художник

Послевоенный Кишинев. «Художник вышел на улицу на рисунок с козой, в шляпе, с зонтом под палящим солнцем. Художник в разрушенном городе, несмотря на все ужасы, тремя красками делает красоту…» Такую историю о молдавском живописце Михаиле Греку в Национальном музее на экскурсии поведал его зять - художник и поэт Дмитрий Пейчев. Михаил Греку так страстно любивший свое дело – живописать, получил художественного образование проучившись до войны три года в Академии художеств в Бухаресте, а после войны в 1945-1947 г. в художественном училище Кишинева. Он стал подлинным художником-колористом, но это понятие для М. Греку означит не только чувство цвета, а объединяет «ощущение цвета, природы и себя - вместе взятых». Лучшими его работами стали те, за которые мастера критиковали - «били», т.к. они не соответствовали нормам живописи соцреализма. Греку в своих произведениях, основываясь на философском осмыслении бытия, соединил традиции фольклора родного народа и искусства рубежа XIX-XX веков. Его судьба отличалась, как говорил один из его друзей, «причудливостью биографии и происхождения».

Родившийся в бедной крестьянской семье мальчик с детства остался сиротой и жил у приемных родителей, давших ему хорошее воспитание и прививших европейскую культуру, что, в дальнейшем, несомненно, способствовало его влечению к искусству и к познаниям. Михаил Греку покорял окружающих оригинальными философскими воззрениями, владением многих европейских языков, богатством разносторонних знаний и своими чисто человеческими качествами – приветливостью, открытостью, простой в общении с людьми. В годы войны Греку, эвакуировавшись в Уральск, работал кочегаром на железной дороге. По возвращению на родину самозабвенно писал картины, в которых для него было важным, как говорил сам автор «проникнуть в сущность, смысл, тайну земли и красоты – этих высочайших ценностей». Михаил Греку стоял у истоков основания Союза художников Молдовы, и даже занимал должность директора Художественного музея... Но именно творчество сделало его известным - принесло славу одного из самых ярких живописцев советской страны. 

произведение

Михаил Греку - певец села. В картинах он ведет рассказ о своей земле, о быте, красоте, традициях, о простых людях, имеющих «улыбающееся нутро». В 1967 году в творчестве Греку появляется триптих «История одной жизни», рассказывающий о судьбе молдавского крестьянина, принесший художнику громкую славу и подаренный Союзом художников СССР одному из самых крупнейших музеев страны - Государственной Третьяковской галерее. Одна из его частей, именуемая «Мальчик с быками», особо привлекла внимание и была признана критиками лучшей среди других. Сегодня известно, что в состав коллекции Приднестровского государственного художественного музея, город Бендеры, входит один одноименный триптих, созданный М. Греку в 1974 году. Его левая часть тоже носит название «Мальчик с быками» и композиционно и пластически повторяет «Мальчика с быками» из ГТГ, вероятно есть сходство и в цветовом решении, но из-за отсутствия цветного фото говорить об этом невозможно.

Сегодня Нижнетагильский музей искусств с удовлетворением констатирует тот факт, что в его коллекции также хранится картина «Мальчик в быками» кисти М. Греку только уже 1987 года создания. Она является левой частью триптиха, носящего название « В белом, черном и желтом». Неоднократное обращение к одному и тому же сюжету, говорит о том насколько он, рожденный памятью детства, был дорог и прочувствован автором.

В сюжете «Мальчик с быками» живописец, используя приемы примитива, обобщенную пластику форм, орнаментирование отдельных деталей, ведет поэтический рассказ о жизни, о времени, о высших началах бытия через изображение маленького мальчика, стоящего между двумя запряженными для пахоты быками, «его друзьями и одновременного врагами» как сам пояснял художник, словно воскрешающий в изображении образ трогательности детства и память «о тяжести, нищете жизни молдавской бедноты». Казалось бы все три картины «Мальчик с быками» очень схожи. Но тут стоит заметить о появлении на рубеже 1970-х-1980-хгг. в творчестве М.Греку многозначных символических образов, в создании которых немалую роль играет символика цвета. И одинаковый, казалось бы, по решению образ мальчика в прочитывается по-разному, благодаря цвету, его окружающему. В картинах из ГТГ и Приднестровского музея- так много черного - черные быки - на черном фоне, а мальчик такой хрупкий и незащищённый, словно зажатый между двумя тушами животных , что создает ощущение опасности, неуверенности… Тогда как в тагильском варианте, где мальчик изображен с белыми быками, так много белого, – символизирующего развитие, процветание, цвет жизни, высокую гармонию природы и человека… 

детали

Между двумя огромными животными смело стоит хрупкий доверчивый мальчик. Белые быки – это его друзья, помогающие жить, иметь надежду, радоваться… Он с ними наравне. И хотя быки, изображенные на черном фоне, которого так немного в картине, занимают почти всю поверхность холста, они не страшны, а добры, послушны и так красиво-нарядны. Нарядны своими рогами, декорированными черными полосками, «розой» на лбу между глаз, а благодаря золоту фона вверху … даже кажутся священными, ниспосланными свыше

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях