1871-1962
холст, масло, 50x68 см
Поступление:
1946, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
Внизу слева: Игорь Грабарь февраль 1941
Художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Ученик - лицея цесаревича Николая, Московского общества любителей художеств, студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, Петербургской Академии художеств, после - повышение мастерства в Париже, Мюнхене. И это все – об одном большого масштаба человеке - Игоре Эммануиловиче Грабаре. В детстве, зная тягу мальчика к рисованию, близкие люди непременно дарили ему на праздники вместе с игрушками карандаши, краски, альбомы, а он «целыми днями рисовал, изводя пропасть бумаги». Однажды Игорь Грабарь даже выступил архитектором, под руководством которого был построен настоящий каменный дом, только небольшой размера – в рост самого архитектора. Сложившиеся обстоятельства не раз заставляли семью Грабаря менять место жительства – из Будапешта - города рождения И.Грабаря - в Карпаты в имение к деду по материнской линии, потом в Россию. Именно здесь у И. Грабаря зародилась, а потом и воплотилась мечта стать художником. К моменту поступления Академию художеств он уже - известный график, живописец, автор статей по искусству. Во время учебы в Академии Грабарь совершает первую большую поездку за границу, где в подлинниках знакомится с шедеврами живописи и архитектуры, повлиявших на сложение его эстетических воззрений. Среди других именно Э.Мане заворожил его своей вибрирующей живописью и вдохновил на создание собственного живописного языка. По окончании Академии Грабарь со своим другом Д.Н. Кардовским отправляется за границу «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства…»: сначала они посетили Париж, затем – Мюнхен, где обучались в знаменитой и лучшей в Европе школа А.Ашбе. Талантливый И.Грабарь из ученика очень скоро переходит в ранг ассистента, и это поменяло название школы, которая на два года стала школой Ашбе-Грабаря. Именно там Грабарь окончательно переосмыслил роль цвета в живописи, открыв для себя его неограниченные возможности. Возвращение домой после долгой поездки по Европе было для художника очень радостным – свою любовь к России И. Грабарь унаследовал от родителей, которые своим сыновьям даже имела дали в честь русских князей - Владимир и Игорь.
Жизнь Игоря Грабаря со студенчества текла по «трем различным руслам – научному, литературному и художественному». Но живопись всегда оставалась для него главным интересом. С 1930-х годов Грабарь поселился в дачном поселке художников - в Абрамцеве. Приглашая к себе гостей, он с восторгом говорил о виде, который открывается с третьего этажа его дома: «Какой русский простор… – просто дух захватывает». Именно в Абрамцеве Грабарь находит свое пространство для созерцания, вдохновения и творчества.
Пейзаж «Мороз крепчает» написан мастером в декабре 1941 года в подмосковном, дорогом его сердцу Абрамцеве. А потом была эвакуаци…
Время, проведенное в эвакуации в Грузии, только усиливает в душе Грабаря желание защитить так бесконечно им родную и любимую страну, свое Абрамцево и помочь разгромить врага. Вернувшись в 1943 году в Москву, он пишет письмо И.В. Сталину «… Советские художники не могут оставаться в стороне от стихийного всенародного движения, поэтому я внёс сегодня в Госбанк 70.000 рублей, как вклад в фонд создания бронетанковой колонны «Советские художники Красной Армии». Грабарь стал первым художником, отдавшим собственные трудовые сбережения на усиление технической мощи Красной Армии.
Уже в самом начале творческого пути Грабаря так им любимая зимняя тема обрела одну особенность - основным ее мотивом стало изображение инея. По собственным словам художника «…работа над инеем будила «живописный задор», даря «самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватало красок».Грабарь писал иней «на всякие лады» в утренние и вечерние часы, при солнце и в пасмурный день. Любил он изображать и переходное состояние в природе, так называемое, «преддверие инея», предвкушая его зрелище.
Отказавшись от фрагментарности, Грабарь переходит к большему охвату пространства, втягивая зрителя в картину. Февраль…Конец зимы. Безветренная погода. На землю опускаются сумерки. Влажный слегка прогретый за день воздух… Художник улавливает различные отзвуки голубо-синего в тенях на осевшем снегу… На первом плане прямо у края картины - нарождающаяся с колючей зеленью елочка, засыпанная снегом. За ней вдалеке - другая, высокая с редкими ветвями, растущая среди стройных берез с прозрачными легкими кронами. Вдали возникающая как мираж, темнеющаяся фиолетовым полоса леса на фоне светлого неба. Скоро похолодает… И к утру природа оденется волшебным инеем.
Лариса Смирных, искусствовед
50x68 mm
Поступление:
1946, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР