Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Голубятников

Павел
Константинович

1891-1942


Автопортрет с луной

1931


холст, масло, 63x47 см
Поступление:

1995, приобретено у дочери художника В. П. Дерябиной, Нижний Тагил

художник

В 1931 году ученик К.С. Петрова-Водкина Павел Голубятников переезжает с семьей из Киева в Харьков Из-за изменившейся общей атмосферы и требований времени,  когда о свободе стилистической и идеологической больше не может быть и речи, художник не смог продолжать свою деятельность в качестве педагога, профессора факультета формально-технических дисциплин в Киевском художественном институте, где он работал с 1925 года. Голубятников принял предложение о преподавании в Харьковском художественном институте, и, покину Киев, поселился в пригороде Харькова в местечке Зеленый Гай. Голубятников не знал, что «бегство» не поможет – менялась жизнь в стране, всего год оставался до постановления о деятельности литературно-художественных организаций. Всего два года он проживет в Харькове… А пока – он,  всегда интересовавшийся проблемой цвета, был рад предложению вести в институте дисциплину «живопись цвета». Вступив в должность профессора, он по заданию института, обратился к разработке программы для живописного факультета и программы сокращенного курса по цвету.  И, конечно, продолжал работать творчески

 

произведение

Приехав в Харьков, Павел Голубятников, до этого уже проживший семь лет в Киеве, пишет неожиданный автопортрет. Дочь художника Верочка вспоминает, что за домом, который снимала семья Голубятниковых, был большой сад с яблонями и грушами. Ночи, синие украинские бархатные ночи, когда так тепло, когда так близко звезды, рождали рассказы отца о космосе, бескрайних мирах…  Давнее увлечение Голубятникова астрономией, сблизившее его с Петровым-Водкиным, подтолкнуло его к созданию автопортрета с синим лицом, в котором явственно проступает проблема осмысления сложных контактов, соприкосновений с Вселенной, сопряжения мироздания и человека.

За свою жизнь художник создал немало автопортретов – прежде всего, графических, которые доносят до нас образ человека незаурядного, волевого, кипучая энергия которого давала надежду на то, что он осуществит свое предназначение в жизни. В портрете ему не важен психологический анализ, но есть желанием выявить нечто необычное, что есть в самом себе. Статичный образ дан лаконично, лишь в самом главном, что вторит словам К.С. Петрова-Водкина «…портрет тем строже, чем более сосредоточен сам в себе». Перед нами художник в расцвете сил. Ощущение внутреннего «я» дает право Голубятникову изобразить себя молодым, а отнюдь не сорокалетним, каковым он был в это время.

 

 

детали

Тишина ночи, полное отсутствие кого бы то ни было… Лишь Сам «Я» в лилово-синих тонах… И Космос души, сопряженный с космическим пространством… рождается Таинство…. Лишь зеленая ветка, краем, как бы случайно вошла в композицию и связала художника с земной реальностью.  

Лариса Смирных, искусствовед

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях