1818-1903
холст, масло, 72.8x107 см
Поступление:
1946,от Комитета по делам искусств при Совете министров СССР
Внизу слева: Виллевальде. 1886
Знаменитый русский художник-баталист Богдан Павлович Виллевальде получил блестящее образование, закончив в 1842 году Академию художеств с Большой золотой медалью, которая давала право на пенсионерскую поездку. В течение жизни в своем творчестве художник обращался и к историческим войнам на тему борьбы с Наполеоном, и к современным войнам - в отличие от многих других товарищей по цеху, сам бывал на фронтах в Венгрии, под Севастополем, на Кавказе, на Дунае и др. Виллевальде возглавлял почти полвека батальный класс в Академии художеств и воспитал целую плеяду талантливых художников, снискав их любовь и уважение в силу личных качеств и мягкого характера. Несмотря на приверженность своего учителя традициям парадного академического батализма, в его классе молодежь имела возможность отойти от идеалов чистого классицизма и заниматься бытовым жанром, не поощряемым в Академии. Сам художник в последние годы своей жизни обратился к прельщавшей его всю жизнь бытовой картине и создал серию бытописательских работ о походах русской армии в Западную Европу в 1813-1815 годах.
Отправившись в пенсионерскую поездку в Дрезден в 1842 году, через два года Виллевальде возвращается в Россию, вызванный императором Николаем I для выполнения заказа, который из-за кончины не успел осуществить его учитель А.И. Зауервейде. Император поручает ему закончить серию полотен на тему Отечественной войны 1812 года и Западноевропейских походов русской армии в 1813-1815 годах. В конце жизни в 1880-1890-х годах художник вновь обращается к теме войны с Наполеоном и пишет цикл картин, среди которых и «Бой под Лейпцигом в 1813 году». Цикл Виллевальде характеризует стремление раскрыть тему войны через конкретные эпизоды боев. Как настоящий художник баталист Б. Виллевальде обращался к огромным полотнам - более пяти метров в ширину и трех в высоту, но более предпочитал малые формы батальной живописи, что явилось своеобразной чертой его творчества. В картине нет того размаха в изображении главного и решающего сражения войны с Наполеоном Бонапартом, которым отмечена большая картина «Битва под Лейпцигом» его учителя А.И. Зауервейда, которую Виллевальде заканчивал. Картина из коллекции музея, несмотря на сравнительно небольшой размер, производит торжественное впечатление, чему способствуют и яркие, звучные краски полотна, напоминающие эмали, и выполненные с большим мастерством фигуры командиров на конях в разнообразных, динамичных и эффектных позах. «Бой под Лейпцигом в 1813 году» выполнен вполне в духе академической батальной живописи. Выбор сюжета для Виллевальде не случаен: Лейпцигская битва - одно из важных, поистине эпохальных и решающих сражений войны с Наполеоном, в котором приняли участие десять государств. Она вошла в историю как «Битва народов» и до сих пор считается одной из самым масштабных в истории.
Известно, что Виллевальде всегда опирался при создании картин на достоверные исторические источники - воспоминания очевидцев, схемы сражений. Основой для нижнетагильской картины «Бой под Лейпцигом в 1813 году» стал реальный момент сражения: «Русские войска под командованием Барклая-де-Толли вместе с богемской группировкой охватывают позиции французов. На переднем плане изображены наступающие союзники и оставленная французами артиллеристская батарея, в центре – генералы, выбравшие холм наблюдательным пунктом, повсюду конные офицеры-вестовые разных полков. Слева – батарея, ведущая огонь в сторону отступающих французов, справа – наступающие колонны русской гвардии».
В композиционном построении Виллевальде использует классический прием академической живописи – трехплановость построения. Первый план он прописывает с миниатюрной точностью: раненные солдаты, брошенные при отступлении орудия противника, гарцующие на красивых конях бравые командиры русской армии. Вслед за своим учителем, который уделял большое внимание изображению лошадей в батальной живописи, Виллевальде с особым пристрастием, грамотно и виртуозно пишет породистых коней на первом плане - эта особенность станет отличительной чертой и всей русской батальной живописи. Второй план пишется достаточно условно в единой цветовой гамме синих тонов. Третьим планом, как правило, служил пейзаж, которым Виллевальде часто пренебрегал, предпочитая заполнять пространство картины обилием деталей. Общее мажорное колористическое решение делает картину достаточно эффектной. За этим теряется сама трагедия войны – здесь на фоне «безликой массы войск красуются благородно-идеальные полководцы».
Ольга Лебедева, искусствовед
72.8x107 mm
Поступление:
1946,от Комитета по делам искусств при Совете министров СССР