Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Голубятников

Павел
Константинович

1891-1942


Быки. Жаркое лето

1938-1939


холст, масло, 108.5x134.5 см
Поступление:

1994, в дар от дочери художника В.П. Дерябиной  

художник

Летние дни в ленинградских семьях было принято проводить на дачах, которые часто снимали где-нибудь подальше. Так лето 1937 года семья Голубятниковых провела на Сиверской, сняв дачу неподалеку от Петровых-Водкиных – обычно семьи художников договаривались жить по-соседству, чтобы удобнее было проводить вечера и ходить на прогулки вместе.  Друг К.С. Петрова-Водкина инженер-химик  Людвиг Львович Урлауб, отец будущей актрисы Татьяны Пилецкой, вспоминал: «…В 1937 году весной Мария Федоровна Петрова-Водкина  уговорила нас ехать на дачу в Сиверскую… и сняла для нас целую избу в три комнаты… Помещение оказалось очень хорошим, а через улицу К.С. снял двухэтажную дачу со стеклянной верандой. А несколько в стороне поселился художник Голубятников с семьей. Таким образом, образовалась целая колония знакомых и предстояло интересное лето… Мы часто совершали целой компанией прогулки в лес, купались в реке Оредеж, играли в крокет, который привез К.С…» Об этом же писала и сама Т.Л. Пилецкая : «Наискосок была дача ученика К.С., художника Голубятникова с семьей, Елена Водкина и Вера Голубятникова, девушки по 15-16 лет, и я маленькая рядом с ними. Но мне интересно. Игра в крокет в большом бывшем сарае, там был очень удобный утоптанный пол, и играть можно было даже в дождливую погоду… Мы готовили концерт-сюрприз для наших родителей в доме Голубятниковых. У них были большие сени с выходом на веранду. На веранде сидели зрители, наши родные, а сени были как бы сценой. Читали стихи, пели хором, и я танцевала, и, конечно, живые картины…»

         

произведение

Вскоре после начала создания картины «Город», Павел Голубятников, еще увлеченный идеей движения и напряженности цветов, с радостью вырываясь из жаркого летнего города на дачу запишет в своем дневнике: «…Вон из душного города! В зеленое и синее» В природе жить и творить!... Образы всюду мерещатся и в листьях, и в травах, и в деревьях, и на камнях земли, - всюду живут мои образы, мои воплощенные мысли, мои мечтания и надежды…» Прогулки на речку, в поля и в лес навевала покой, и Голубятников забывался от напряжения жизни в этом покое. Незатейливое бытие – река, пасущие коровы, натолкнули его на мысль о создании картины «Быки. Жаркое лето», впоследствии высоко оцененной К.С. Петровым-Водкиным. Дочь художника Вера вспоминала: «Помню пришел к нам Кузьма Сергеевич. Папа в своей комнате стоял у мольберта, в руках держал кисти. Задумался и ничего вокруг себя не видел и не слышал. Кузьма Сергеевич зашел к нему в комнату тихонько, сел на диван и внимательно смотрел на работу Павла Константиновича. Отец и не заметил его прихода. Так длилось минут 30. И вдруг задумчиво сидящий Кузьма Сергеевич сказал громким голосом «Павел Константинович!» - Отец вздрогнул, обернулся к нему, - «в этой картине вы меня «переплюнете». Они крепко обнялись, здороваясь, и между ними начался разговор об этой картине. Кузьме Сергеевичу очень понравилась и композиция и цвет».  

Мотив «мальчки с быками» часто использовался художниками разных эпох. В трактовке Голубятникова он приобретает целый ряд духовных пластов: от реально-бытового через символический (единство человека и природы), к философскому (ощущение вселенской гармонии и выражение ее через малое). Быки выступают как символ жерственности в славянской мифологии, но и как знак лета, и в этом проявилось возвращение Голубятникова к народной космологии.

Несомненно, можно провести параллель с картиной К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня».

 

детали

Сам художник так описывал картину в своем дневнике: «… «Лето» немного придало сил…Утро, восход…Спящее село… Золотое освещенное поле…Туман над селом и тень…Зритель в середине картины… Скорей к началу». Следом еще запись: «Коровы и быки все время в голове. Не вижу живых...» В простоте сюжета затронуты духовные реалии, глубоко связанные с первоосновами бытия: землей, солнцем – как источниками жизни, золотом хлебных полей – как даром божьим, быками и мальчиками – как метафорой, выражающей самою жизнь. Безмятежность и чистота выражены простором, самим предстоянием перед зрителем золотокожего мальчика в белой рубашке и могучих огненно-красных быков, так спокойно и неторопливо втягивающих воду из реки. Поэтическая красота создает атмосферу особой душевной просветленности. 

Лариса Смирных, искусствовед

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях