Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Голубятников

Павел
Константинович

1891-1942


Аэродром

1937


холст, масло, 120x110 см
Поступление:

1994, в дар от дочери художника В.П. Дерябиной 

На обороте: Голубятников Павел 1937 г

художник

 В августе 1932 года профессор Харьковского художественного института Павел Голубятников командируется Всеукраинским Комитетом содействия ученым при Совете Народных комиссаров Украины в Москву и Ленинград для научно-исследовательской работы. А уже осенью принимает предложение К.С. Петрова-Водкина о работе в его мастерской в качестве доцента живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры в родном городе, носящем теперь название Ленинград. Семья Голубятниковых поселяется в одной из аудиторий бывшей Академии художеств по четвертой линии Васильевского острова, которые предоставлялись в качестве квартир преподавательскому составу. Предложение Голубятникову о преподавательской деятельности Кузьма Сергеевич сделал, понимая, что Павлу Константиновичу необходимо возвращение в родной город и смена обстановки. Однако, проработал Голубятников у Петрова-Водкина недолго – уже в 1934 году он вместе с другими преподавателями – «формалистами» был уволен

произведение

Несмотря на то, что общественно-политическая атмосфера в стране становилась все более удушающей, светлый жизненный настрой 1930-х годов свидетельствует о вере людей в справедливость провозглашенных революцией идеалов и надежду на достижение счастья для всех. Общее приподнятое настроение в искусстве тех лет отражается и в полотнах Голубятникова тех лет. Всегда увлекавшийся астрономией, а теперь и – как все – воздухоплаванием, он пишет целый цикл картин о небе и космосе. Картина «Аэродром»  наполнена ликующе-радостным духом, звонкой чистотой красок и образов.  Вера в грядущее, в идеалы, восторг от размаха достижений – все в этой картине словно звенит! Казалось бы -  картина настоящий гимн социализму! Но на выставки Голубятникова все равно больше не допускают… Причина проста – тематически он создает правильные картины, духовно они тоже отвечают методу социалистического реализма, но вот пишет художник не в формах самой действительности («приближенность к жизни»). Дорога в будущее ему закрыта

  

детали

Голова начинает кружиться, когда смотришь на картину – в ней все словно переворачивается! Прямо над тобой хвост и крыло низко пролетающего самолёта, чуть дальше словно лиловые тени еще несколько самолетов-«кукурузников». Они словно растворяются в желтом мареве солнечного неба. А на переднем плане – люди, с восторгом следящие за феерическим полетом сильных небесных машин! Они, видимо, на балконе – кто-то запрокинул голову, кто-то вскинул руки в радостном приветствии, морячок в голубой форме отвернулся и смотрит вдаль… Казалось бы краски сдержанные, но все словно напоено солнцем. Это говорит о мастерстве художника – желтое платье модели на первом плане, небесно-голубая форма морячка и желтое небо – именно эти аккорды рождают ощущение ясного солнечного дня и настоящего оптимизма!

Елена Ильина, искусствовед

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях