Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Голубятников

Павел
Константинович

1891-1942


Архангел Салафиил - молящий за людей

1940


холст, масло, 86.6x72 см
Поступление:

1993, приобретено у В.П. Дерябиной, Нижний Тагил  

художник

Последний мирный год был овеян дыханием приближающейся войны. Павлу Голубятникову еще нет и пятидесяти, но он чувствует себя измотанным – постоянное безденежье, напряжение , чувство безысходности и собственной ненужности как художника в социалистическом обществе, усугубляли нервные болезни… Берется за любую работу и в мае-июне ведет семинар в рамках конкурса по подготовки выставки «Оборона СССР». В январе 1940 года получает уведомление о выселении из квартиры Академии художеств, переезжает, летом с семьей живет на даче в Рождествено.И много преподаёт. Возвратившись в сентябре в Ленинград, он приступает к работе в студии при Доме учителя и ведет переговоры об открытии студии в Гатчине, что удалось сделать только в декабре. Результативны оказались и переговоры с директором Института усовершенствования педагогов о своей преподавательской деятельности, и в декабре же он назначен методистом Ленинградского областного Дома художественной самодеятельности, по договору с которым руководит студией изобразительного искусства в г. Красногвардейске. Голубятников беспокоится о своих учениках в студии, которую вел, раздумывая, перечисляет всех в своем дневнике[i]… Главная отрада – живопись. Друг детства И.А. Груздев, редактор журнала «Звезда», устраивал ему выставки картин в своей квартире, где регулярно собиралось литературное общество, и где Голубятников мог читать свои стихи.

 



[i] Из дневника П.К. Голубятникова, 1939 год – «…Иевлев, Михайлов, Бонч-Осмоловская, Белявский, Аверин, Молчанов, Бражников, Тихомиров, Горлач, Ивницкая, Ловчиновская, Соколов, Андреев, Плоткин, Сорокин, Терентьев, Добровольский, Канцерова, Смирнов, Семенов, Фомин, Подольский, Лысенко, Баранов, Петрова, Горбунов, Квитко…»

 

произведение

Однажды ночью 1939 года во сне Голубятников явился посланник божий на земле - Архангел Салафиил, чем смутил художника, понявшего необходимость искать новый путь в искусстве. Так в 1939 году он вновь возвращается к теме, волнующей художника с юности, с которой он связывал идею очищения и спасения душ людских. Еще в 1917 году он обращается к образу Архангела Салафиила, чье имя переводиться как «Молитва к Богу», тогда делает рисунок и готовит проект мозаики, движимый стремлением к созданию новой техники в живописи и все возрастающим убеждением в очищении мира лишь путем религии. Окружающий мир, в котором Голубятников не видел взаимопонимания между людьми, доброты и искренности, в котором нарушались все основные заповеди жизни человеческой, привел художника к пониманию того, что «… все испробованные людьми попытки общежития, вплоть до наших экспериментов – мучительны. Дорога одна – возвращение к религии. К познанию через искусство, а не через науку…» И… обращается к науке! Новая тема должна была воплотиться в новой технике живописи, работа над которой занимала значительное место в творчестве художника последних лет. Первоначально автор работает над эскизом, а знакомство с физиком Дмитрием Форшем, сыном писательницы Ольги Форш, привело к мысли о работе… с призмами! Художник увлекся поисками цвета непостоянного и динамического, который «…организует форму, пространство и движение, иначе говоря новую «живописную жизнь», и способен заменить «масляную живопись, устаревшую и маловыразительную». Такой результат возможен только при использовании чистых спектральных цветов и их взаимодействии. Голубятников был уверен, что при помощи оптических спектральных призм можно подойти к созданию новой техники в живописи СВЕТОЖИВОПИСИ, путем преломления луча в призме и получении чистого спектрального цвета.

Явившись во сне, Архангел Салафиил стал последней темой последней картины Голубятникова, искренне верящего, что «эта картина вернет земле мир и покой».

детали

Образ Вселенского заступника, с чашей в руках молящего за людей, задуман в блеске «…цветовых огней, несущим мир и любовь человечеству, в сиянии света Божественного. Молнии прорезывают и движутся по картине, производя мерцание цветовых огней и движение крыльев Архангела… Разноцветный огонь формируется в образ, сходный с человеком…» Голубятников хотел разместить плотно рядом мелкие призмы, которые смогут создать «движение цвета, мелькание малонасыщенного цветов среди больших насыщенных плоскостей… Контрасты сверкающие и образующие россыпи. Бездна глубины цвета. Качания и замыкания линий в движущемся формате… призмы и отраженный определенны луч даст возможность создать это искусство – «искусство цвета»…

Лариса Смирных, искусствовед

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях