1928 г.р.
холст, масло, 100x120 см
Поступление:
2011, в дар от автора В.А. Волкова, Москва
Внизу: В.Вол 2000
На обороте: В.Волков 2000 «Наварра» Музей «Новый Иерусалим» показал работу авторскую на выставке В.А.Волкова к 75-летию рождения» в 2003 г В 2002 - работа выставлялась в Болг. культ центре «Музыка в живописи» Москва
Все творчество живописца Валерия Волкова - это постоянные поиски средств художественного выражения. Через искусство отца им были восприняты традиции авангарда и классики, и сам Восток, который обольстил художника на всю жизнь. Овладев «нефигуративным реализмом», так художник называет свой стиль в раннем периоде творчества, в 1960-е годы Волков обращается к созданию абстрактных композиций, говоря об этом, «как о стремлении шире увидеть реальность». Но в тоже время он не переставал писать фигуративные картины.
Валерий Волков с детства любил музыку… Его мама была учительницей музыки, брат матери – прекрасным виолончелистом, а двоюродный брат – скрипачом. «Домашние концерты часто проходили на террасе, как было принято в старых ташкентских домах; вокруг густая заросль сирени и музыка…» - вспоминает художник. В картине «Наварра», посвященной творчеству известного французского музыканта и исполнителя-виолончелиста Андре Наварра, задача воплощения образа решается художником цветом через абстрактную композицию, изначально основанную на сильной эмоциональности. С детства Волков помнил «божественный» звук виолончели, в его представлении он «бархатный, глубокий, как темно-синее небо с мириадами звезд». В картине «Наварра» - так много синего…
А может так быть, что музыка «звучащая» на холсте, о знаменитом фестивале Сен-Фермин, проходящем летом в северной провинции Испании – Наварре…. Она одновременно и драматическая, и жизнеутверждающая, и зажигательная… По-своему красочно-образному строю картина может ассоциироваться с этим всеобщим праздником – с опасным утренним загоном быков в стойла, вечерней серией коррид, нескончаемыми песнями и танцами, экзотическими представлениями …
Реальность впечатлений и ощущений художника… Именно они лежат в основе красочных звуков, возникающих на полотне.
В абстрактной композиции сами краски, положенные крупными яркими резко контрастными, энергично пульсирующими пятнами - синими, красными, желтыми, бирюзовыми, зелеными, коричневыми, рождают смыслы произведения… Заставляя погружаться в мир звуков, картина раскрывает многообразные чувствования виртуоза - исполнителя и одновременно влияет на зрителя-слушателя, преображая его душу. При виртуозном исполнении художника через сочетания и игру, ритм и динамичность краски способны поведать о разном… Живые и подвижные, наполняющие пространство холста, они захватывают своей цветовой активностью, выполняя задачу выражения сложного движения ритма и драматического строя музыки, «озвученных в живописи» и «воспроизводит» окраску самого тембра звучащей виолончели.
Лариса Смирных, искусствовед
100x120 mm
Поступление:
2011, в дар от автора В.А. Волкова, Москва