Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Верещагин

Петр
Петрович

1834-1886


Пейзаж. Река Кюмень

1873


холст, масло, 41.5x77 см
Поступление:

1945, от Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР

Внизу: слева – р.Кюмень; справа – П.Верещагин

художник

Петр Петрович Верещагин вошел в историю русского искусства своими многочисленными пейзажами, которые он создавал во время путешествий по Карелии, Уралу, Поволжью, Крыму, Кавказу … В этих картинах зрителю явлены самые непритязательные уголки Отечества. В них любящий свою родину живописец, сумел перевернуть сложившееся в художественной среде своего времени мнение о скучности и недостойности изображения исконно русских видов с городскими и «неяркими» природными мотивами. Но первоначально, еще учась в Академии художеств, Верещагин, следуя за своим преподавателем, мастером ландшафтной живописи, С.М.Воробьевым, много лет прожившим в Италии, и сам наделял свои скрупулезно написанные изображения «необременительно-милым стаффажем» и некой идиллией. Именно такие пейзажи привыкла видеть на выставках публика, принимая их как норму. Обрести свой собственной путь художнику помогла его большая привязанность и любовь к родному краю - уральскому городу Перми. Начиналось все из детства…Тяга к творчеству у П. Верещагина, родившегося в семье живописца-ремесленника П.П.Верещагина, проявилась рано. Вместе с двумя братьями он начал обучаться живописному мастерству сначала у отца, после его смерти - у деда по матери - иконописца И.В. Бабина, затем у выпускника Арзамасской школы живописца А.У. Орлова, посоветовавшего всем троим братьям отправиться в Петербург в Академию Художеств. Годы, проведённые в Академии, стали для Петра Верещагина временем старательного постижения основ профессионального мастерства, показа произведений на академических выставках, получения наград - Малой и Большой серебряных медалей и по окончании Академии - звания классного художника третьей степени. Работая очень усердно, Верещагин год за годом наращивал свое мастерство, став достаточно успешным и заметным художником (его работы экспонировались на всемирных художественных выставках в Вене, Филадельфии, Париже). Наградой за его старания стало присвоение ему в 1873 году звания академика пейзажной живописи. 

произведение

По каким местам путешествовал Петр Верещагин можно проследить по его картинам. 1873 год… Уже титулованный живописец, оставивший преподавание и полностью решивший посвятить себя художеству, отправляется в творческую поездку по Выборгской губернии и южной Финляндии, (присоединилась к России в 1809 году) - по течению реки Кюмень, побережью Финского залива, окрестностям водопада Гехфорс. По впечатлениям от этой поездки живописец пишет «Пейзаж. Река Кюмень». Уравновешенность композиции, тщательная прорисовка деталей, тонкая передача световоздушной среды и непременные фигурки людей, оживляющие пейзаж… Последнее было обязательным - Академия художеств тех лет предписывала пейзажистам «представляемые картины обставлять фигурами и животными». Именно все эти черты русского академического пейзажа легко узнаваемы в картине Верещагина «Пейзаж. Река Кюмень». Казалось бы, живописец, выполняя строгие «предписания», точно следует этой схеме. Но на самом деле, он словно забывает об основном правиле академической пейзажной живописи – «приукрашивая реальность, стремиться к идеальному, а значит во всем красивому пейзажу», и включает в картину «живые» бытовые подробности. Для этого мастер использует наброски с натуры, в которых «собирает» и фиксирует все то, что могло бы ему пригодиться в работе.

детали

Верещагин изображает известное многим давних времен и всеми любимое место богатое форелью - порог Лангинкоски, где не раз занимался ловлей рыбы и русский император Александр III, имевший вместе с супругой Дагмарой неподалеку коттедж для царского отдыха. Художник пишет несущую свои бурные воды самую длинную в Финляндии реку Кюмень, впадающую в Финский залив. Извивистое русло реки, со множеством порогов, чуть видимых среди быстрых вод или вовсе обнажившихся, несудоходно.Низкие берега покрыты густым лиственным и хвойным лесом, кроны деревьев которого буквально сотканы из мелких мазков. Живописец замечает все детали. По берегам реки и на воде упавшие деревья, сгрудившиеся у первого плана бревна, огромные валуны... Но тут не обошлось без примет деятельности человека. Мы видим приближенный к первому плану участок водоема и берега с небольшими деревянным строением для хранения рыбы и покатым мостком, предназначенным для ловли рыбы закидным неводом… В картине все живет своей жизнью. Вдали по центральной оси композиции на мостике - люди удят рыбу, выступая не стаффажем, но демонстрируя, нечто большее, чем просто мотив … Известно, что рыбалка и в прошлом и в настоящем является неотъемлемой частью культуры финнов. 

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях