Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Аммон

Владимир
Федорович

1826-1879


На опушке леса. Полдень

1871


холст, масло, тушь, 51.7x72.9 см
Поступление:

1959, из Нижнетагильского краеведческого музея.

Справа внизу: А.Аммонъ. 1871 г.
Местобытование. Коллекция К.Т.Солдатенкова, Московский Румянцевский музей, Государственный музейный фонд, Нижнетагильский краеведческий музей.

художник

Художник сельского пейзажа. Именно так говорят о Владимире Аммоне, творчество которого всецело связано с московской пейзажной школой. Главным педагогом в его жизни стал художник К. Рабус, у которого Аммон учился вначале в Рисовальной школе графа Строганова, затем в Московском училище живописи, зодчества и ваяния. После пяти лет обучения в 1847 году Владимира Аммона называют в числе лучших учеников, через год представленные пейзажные эскизы Аммона и Саврасова отмечаются руководством училища как лучшие. Картины молодого живописца, привлекающие внимание как любителей, так и авторитетов, начинают приобретаться. Сам известный портретист-акварелист П.Ф. Соколов, видя талант Аммона , покровительствовал ему, «предсказав блестящую будущность пейзажиста». В годы учебы, находясь в гостевой поездке на Украине у П.Ф.Соколова, он, очень заскучав по России, покинул усадьбу и уехал в Царицыно писать пейзажи. Так сильно была им любима и манила русская сельская природа. Уже в 1850-х годах Аммон, вслед за Саврасовым, ведущий пейзажист реалистического направления, в 1860-х – активный участник Московского Общества любителей художеств, с 1870-х – член и экспонент выставок Товарищества передвижников. Фигура Аммона значительна и значима для русского искусства: его имя, предвосхитившее появление лирического пейзажа настроения, ярко зазвучавшего в творчестве Саврасова, Васильева, Левитана, связывают с расцветом пейзажной живописи в России во второй половине XIX века.

произведение

Октябрь 1871 года стал началом новой эпохи в русской живописи. Тогда в Санкт-Петербурге в залах Императорской академии художеств открылась Первая выставка Товарищества передвижников. Она была небольшой, и любой, посетивший ее, невольно обращал внимание на то, что из представленных на ней 46 произведений - 24 были пейзажами. Среди них экспонировались две картины В.Ф.Аммона, в том числе пейзаж «На опушке леса. Полдень», впоследствии приобретенный известным московским коллекционером К.Т.Солдатенковым. Изображая типичный уголок Подмосковья, художник остался верен своим живописным принципам - точный рисунок и светотень преобладали над богатством оттенков, а общее впечатление доминировало над нюансами настроения. Все повседневно и буднично. Но Аммон средствами живописи утверждает важную, по-существу, очень правдивую истину: красоту в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе. В отличие от художников академического направления, «подгонявших» действительность под принятые представления о прекрасным и значительном, пейзажист видел высокое в простом

детали

Композиция пейзажа глубоко продумана. Живописец сначала останавливает взгляд на деревьях первого плана, уходящих вершинами за пределы картины, а затем - на равнинном пространстве вдали с сельскими домиками и извивистой лентой дороги, уводящей в бесконечность, где земля смыкается с полдневным небом со скопившимися у горизонта облаками. Он словно призывает остановиться и оценить открывшийся взору вид, проникнутый непритязательной прелестью. Аммон предметом своего изображения в картине сделал не переходное время года, так любимое художниками-лириками, а расцвет лета. Природа как бы застыла, затихла от полуденного зноя. Но стремясь к большей выразительности, живописец насыщает пространство холста жизнью. Деревья, отбрасывающие тени, листва, искрящаяся на солнце, отражают на поверхности земного ландшафта жизнь неба. А введение в пейзаж жизненно-случайного жанрового мотива, изображающего крестьян, остановившихся на отдых, усиливает ноту непосредственности. И на холсте рождается образ по-настоящему близкий русскому человеку. Природа в картине Аммона не подавляет человека, но открывает ему свою внутреннюю жизнь для совместного бытия.

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях